Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

146 междисциплинарного характера, одной из которых как раз и является фо- носемантика. Логично, что и основная единица науки, изучающей слож- ные лингвистические явления, должна быть составной. В частности, мы имеем в виду «звукобукву». Основываясь на положении А. П. Журавлева о наличии «звукобуквы», а также на приведенных им звукоцветовых соответствиях, мы провели эксперимент с целью обнаружения наличия постоянной связи между зву- ком и цветом. В данном эксперименте цветовые оттенки были в готовом виде предоставлены участникам эксперимента. В ранее проводимом ис- следовании реципиенты указывали ту цветовую гамму или оттенок, кото- рый возникал в их сознании в связи с услышанным текстом. На этом же этапе участники видели все 11 цветов, предложенных А. П. Журавлевым в его работе о звукоцвете [2, с. 73]. В эксперименте принимали участие студенты I курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого (факультет русской филологии), а также дети дошкольного возраста (4–6 лет). Основными задачами эксперимента являлись: анализ эксперименталь- ных данных с помощью различных методик, выявление закономерности в связи «звук-цвет» и их сопоставление с результатами предыдущего этапа. В качестве языкового материала для эксперимента были взяты прозаиче- ские отрывки из сборника И.А. Бунина «Темные аллели» [1, с. 297–298]. Эксперимент проходил в несколько этапов. Указанные тексты были прочитаны группе испытуемых женским голосом. Задача реципиентов со- стояла в том, чтобы соотнести услышанные отрывки с цветовыми оттен- ками, которыми обладают звуки, согласно методике А. П. Журавлева. В свое время А.П. Журавлев пришел к выводу, что «гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем» [2, с. 72]. При учете результатов измерения гласных по «световым шкалам» Журавлев выводит следующие соответствия: А – густо-красный Я – ярко-красный О – светло-желтый или белый Е – зеленый Ё – желто-зеленый Э – зеленоватый И – синий Й – синеватый У – темно-синий, сине-зеленый, лиловый Ю – голубоватый, сиреневый Ы – мрачный темно-коричневый или черный [2, с. 73]. Все участники заполняли предоставленные им опросники, где указы- вались личные данные и соотносимый с текстом цвет. Цвета были показа- ны непосредственно всем участникам после прочтения текстов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=