Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
145 Литература 1. Бунин И. А. Тёмные аллеи. Избранные сочинения. – М.: «Панора- ма», 1991. 2. Мещерякова О. А. О цветообозначении в цикле рассказов И. А. Бу- нина «Тёмные аллеи» // Вопросы лексики и фразеологии русского языка. – Орёл, 2004. – С. 110–115. 3. Руднева О. В. Особенности пейзажных описаний в рассказах Буни- на // Филологические штудии. – Сургут, 2004. – Вып. 1. – С. 144–150. Л. В. Макарова ЗВУКОЦВЕТОВЫЕ СООТВЕТСТВИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА Для того, чтобы «раскрасить» текст и придать ему нужные оттенки, Бунин в своих произведениях часто использует прилагательные с цвето- вым значением: «заколдованно-светлая ночь» [1, с. 293], «черный с метал- лически-зеленым отливом петух» [1, с. 304], «глазки ореховые и очень блестящие» [1, с. 312]. И перед глазами сразу возникает картина, полная именно тех красок, что хотел создать нам художник. Но, быть может, по- мимо наименований цветов на возникновение в нашем сознании опреде- ленных оттенков влияют и другие факторы, не так явно различимые, но с более древними условиями образования? В данном случае речь идет о звукоцветовых значениях. Соотношение звука и цвета рассматривается многими лингвистами и признается как ре- ально существующий факт. Начиная с античности древние философы ука- зывали на взаимосвязь звука с его значением. Платон говорил о том, что фонетическое значение имеет связь с некоторыми свойствами обозначае- мых словом предметов. Фоносемантическим вопросам уделяет внимание М. В. Ломоносов, правда, он видел основной единицей фоносемантики букву, а не звук. Но с течением времени, развитием науки о языке отно- шение к фундаментальному элементу психолингвистических исследов а- ний меняется. О звукосимволизме говорят в своих работах П. П. Соколов, Р. О. Якобсон, А. П. Журавлев, С. В. Воронин, Л. Н. Санжаров и многие другие [6, с. 14]. В исследованиях лингвистов уже нашего столетия как но- ситель символических значений рассматривается только звук [5]. Мы же полагаем, что графическое и звуковое обозначения в сознании современ- ного человека неразрывно. В этой связи нельзя говорить о том, что цвето- вым или любым другим символическим значением обладают только звуки. Современный язык богат на эксперименты, интеграции и контамина- ции, поэтому подход к его изучению должен быть также связан с науками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=