Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
144 шина, млечная белизна неба от несметных мелких звёзд, уходящая всё глубже и глубже ввысь звёздность, и там какая-то страшная чёрно-синяя темнота, провалы куда-то… и спокойствие, молчание, непонятная, вели- кая пустыня, безжизненная и бесцельная красота мира, безмолвная, веч- ная религиозность ночи, и он один, лицом к лицу со всем этим, в бездне между небом и землёй… звёзды отражаются расплющенным блеском в чёрных стёклах окон и в стёклах её окна. В темноте под елями рассыпа- ны неподвижные зелёно-жёлтые огоньки светляков » [1, с. 581]. Также для бунинского пейзажа характерно расширение пространства: охватывает горизонт всё выше и шире ; уходящая всё глубже и глубже ввысь звёздность . Отличительной чертой творческого метода И. А. Бунина следует обо- значить синестезию. Стремление передать тончайшие соощущения языко- выми средствами стало в творчестве писателя семантико-стилистическим приёмом, характерной особенностью которого является «пересекаемость» друг с другом слов со значением чувственного восприятия, их тесное и по- стоянное взаимодействие. Наиболее часто в произведениях писателя встречается синестезия, основанная на столкновении вкуса, запаха, цвета и слуха. Например: « Свежий, пахучий дождь шумел всё быстрее и гуще за открытыми на балкон дверями » [1, с. 547]; « Из-под готового поезда, свер- ху освещённого матовыми электрическими шарами, валил горячо шипящий серый пар, пахнущий каучуком » [1, с. 625]. В рассказе «Натали» автор ри- сует красочные летние пейзажи, в которых также наблюдается явление си- нестезии: «…слушая жаркую тишину усадьбы… сладкий от цветов и трав воздух » [1, с. 636]. Смешивается температура и звук, запах и вкус: «… сре- ди всего того счастливого, бесцельного, привольного и спокойного , что глядело из сада в открытые окна: небо, зелень, солнце»; в этом контексте прилагательные в однородном ряду становятся синонимами. Писатель за- остряет внимание на цвете: небо, зелень, солнце . В этом рассказе И. А. Бунин использует психологический паралле- лизм, который передаёт настроение героя: « Заходила из-за сада туча, ту- скнел воздух, всё шире и ближе шёл по саду мягкий летний шум, сладко ду- ло полевым дождевым ветром, и меня вдруг так сладко, молодо и вольно охватило какое-то беспричинное, на всё согласное счастье » [1, с. 639]. Структура пейзажа в прозе И. А. Бунина подчиняется общим принци- пам построения описательных текстов, для которых характерны большое количество однородных компонентов, эллиптических конструкций, номи- нативных предложений, придающих тексту перечислительную семантику. В дневниках писателя описания природы становятся едва ли не главным предметом изображения, по характеру построения они напоминают зари- совки или живописные наброски, а по языковому воплощению отличаются более смелыми и яркими, чем в литературных произведениях, приёмами изобразительности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=