Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

143 корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках » [1, с. 719]. Аналогичные примеры можно наблюдать в рассказах «Руся», «Таня», «Муза», «Зойка и Валерия», «Натали»: « Там, где свет проливался, было ярко, стеклянно, в тени же пестро и таинственно » [1, с. 632]. Важным и символичным для И. А. Бунина является мотив дождя и грозы. Последняя выступает символом переломного момента в жизни, яркого и незабываемого события, часто близости героев. Например, рас- сказ «Стёпа» открывается необыкновенно живым пейзажем грозы: « Ни ок- рестных полей, ни неба уже давно не было видно за этим потопом, пах- нущим огуречной свежестью и фосфором; перед глазами то и дело, точно знамение конца мира, ослепляющим рубиновым огнём извилисто жгла сверху вниз по великой стене туч резкая, ветвистая молния а над головой с треском летел шипящий хвост, разрывавшийся вслед затем необыкно- венными по своей сокрушающей силе ударами » [1, с. 584]. Последний пейзаж, предшествующий финалу рассказа «Натали», очень символичен: « Ночь была необыкновенно тиха, было уже поздно. Должно быть, прошёл небольшой дождь – ещё теплее, мягче стал воздух » [1, с. 554]. Кроме того, здесь писатель использует олицетворение: « Свет- лый круг месяца, стоявшего против ротонды, за садом, как будто замер на одном месте, где будто выжидательно глядел, блестел среди дальних деревьев и ближних раскидистых яблонь » [1, с. 555]. В рассказе «Зойка и Валерия» писатель рисует прекрасный пейзаж станции в Подмосковье. Читая произведения И. А. Бунина, можно сделать вывод о том, что автор идеализирует загородную «истинную» природу, в противоположность городу (рассказ «Муза»). И в этом пейзаже тоже по- является, столь важный для писателя, образ дождя: « Иногда шёл тот пре- лестный дождь сквозь солнце, когда зелёные вагоны, обмытые им, бле- стели, как новенькие, белые клубы дыма из паровоза казались особенно мягкими, а зелёные вершины сосен, стройно и часто стоявших за поездом, круглились необыкновенно высоко в ярком небе » [1, с. 576]. Писатель умело передаёт настроение: « Наступило полное дачное счастье в бору, который без конца покрывал окрест сухую, слегка волнистую местность. Дачники наслаждались своим летним благополучием, праздностью » [1, с. 576]. Частотным является так называемый «магический» ночной пейзаж, обязательными атрибутами которого являются луна и лунный свет, звёзды. Большое внимание автор уделяет описаниям неба. Такой пейзаж встреча- ется в рассказах «Кавказ», «Таня», «Руся» и др. Создаётся он с помощью особенной лексики: по-ночному светящаяся вода, зеленоватый полусвет , таинственно , странно , страшно , млечная белизна неба, страшная чёрно- синяя темнота, звёзды отражаются блеском в чёрных стёклах, зелёно- жёлтые огоньки светляков и т. п. Например, в рассказе «Зойка и Валерия» представлен прекрасный ночной пейзаж: «… тёплый сумрак, сладкая ти-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=