Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

142 эпитетами, из которых самыми излюбленными являются фиалковый, руби- новый, изумрудный, лазурный, фосфорный и др.: « Мы нашли место перво- бытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, крас- ным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы…Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно» [1, с. 522]. Автор использует множество эпитетов, что- бы передать особое настроение южной природы. И. А. Бунин умело рисует даже невидимый туман: « В лесах лазурно светился, расходился и таял ду- шистый туман, да за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор» [1, с. 522], при этом передавая особый свет и запах (явление синестезии). « Ночи были теплы и непроглядны » [1, с. 523] – эпи- теты в непривычной форме кратких прилагательных демонстрируют осо- бый язык писателя. Также автор использует необычные и выразительные сравнения и ме- тафоры: молния – шипящий хвост , луна – золотая слеза звезды , глаза вол- ка – сироп из красной смородины . Например: «… в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными коло- кольчиками звенели древесные лягушки » [1, с. 523]. Олицетворения, кото- рые использует прозаик, делают пейзаж очень живым: «… быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно ка- кое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна » [1, с. 523]. Следует отметить, что главным способом языковой организации пей- зажа писателя является антитеза. Она проявляется как на уровне лексем, выступая в виде антонимов, так и на уровне композиции текста в целом. Так как практически всегда в пейзаже наблюдается явление психологиче- ского параллелизма, антитеза в пейзаже представляет собой противопостав- ление настроений и чувств персонажа. Таким образом, антитеза в комплексе с психологическим параллелизмом определяют стиль и творческий метод писателя, помогают раскрыть философию И.А. Бунина и видение им мира. Например, в рассказе «Кавказ» описание райского уголка демонстрирует читателю счастье любовников, а следующий далее эпизод грозы ассоцииру- ется с трагедией обманутого мужа. Рассказ «Часовня» также построен на антитезе. Читатель видит чёткую оппозицию мира живых и мира мёртвых (кладбища и часовни). Противопоставление строится здесь с помощью ан- тонимов: « Везде светло и жарко, а там темно и холодно » [1, с. 717]. Этот рассказ открывается описанием летнего жаркого дня, перед нами открывается картина заброшенного кладбища и разрушающейся часовни. Автор использует антонимы: светло – темно, жарко – холодно: «Там ниче- го не видно, оттуда только холодно дует» – противопоставление душного полдня и холода часовни. И вновь антитеза: «… у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=