Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

141 Т. Д. Кузнецова ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖНЫХ ЗАРИСОВОК В РАССКАЗАХ И. А. БУНИНА И. А. Бунин – крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала ХХ века. В своём творчестве он затрагивает темы Родины, природы, любви, жизни и смерти. И. А. Бунин – великолеп- ный художник, его произведения необыкновенно живописны и лиричны. Многие критики характеризуют его как импрессиониста, и не зря – осо- бой вехой в русском искусстве начала ХХ века становятся именно буни н- ские пейзажи. Природа И. А. Бунина – уникальное явление в литературе. В его про- изведениях она не имеет границ и равновелика космосу, который порою грозен по отношению к человеку; а страх перед величием природы и Бога писатель объясняет непостижимостью бездны космического пространства. Именно через пейзаж автор передаёт свою философию и своё отношение к любви, жизни и смерти. Пейзаж является важнейшей составляющей мира художественного произведения И. А. Бунина. Для пейзажа, как и для ху- дожественного произведения в целом, характерна авторская субъектив- ность, обилие тропов, яркая языковая образность. Вся окружающая дейст- вительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в художественном мире: его предпочтения, суждения, восхищение, неприятие и т. д. В. Ходасевич считал, что путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию. Это суждение особенно подходит к циклу расска- зов «Тёмные аллеи». Как писал сам автор, эти «рассказы о любви, о её «тёмных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях». В этом сборнике чи- тателям открываются взгляды писателя на любовь, жизнь и смерть. Важ- ное место в рассказах сборника занимает пейзаж. Современники писателя, коллеги по цеху, восхищённые бунинской манерой письма и оригинально- стью его пейзажных зарисовок, по достоинству оценили мастерство моло- дого автора. Описание природы у И. А. Бунина очень выразительно. Это можно объяснить тем, что он считал изобразительность (в неразрывной связи с образностью) отличительным признаком подлинно художественного произведения: «…как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, живописи без красок и без изображения… предметов, а в словесности без слова, ве- щи, как известно, не совсем бесплотной? – писал И. А. Бунин. – Это очень старо, но право, не так уж глупо: писатель мыслит образами» [2, с. 112]. Прозаик мастерски рисует картины природы, используя классические языковые средства, при этом формируя свой новый индивидуальный стиль. Все его пейзажи наполнены цветом, передаваемым живописными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=