Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
137 или животное), которое путем приложения ударов, нанесения ударов дово- дится до нежелательного состояния. Префикс за- интересен и тем, что он может обозначать не только крайнюю точку окончания, совершения дей- ствия, но и начало действия. Начало действия, не имеющее проявления активности, интенсивности, выражается с помощью префикса за- в сле- дующих лексемах: заба′цать, забубу′хать, загры′мать, запилю′кать, за- ту′кать, захлобыста′ть . Например: ЗАГРЫ′МАТЬ . Загреметь чем-либо по небрежности, неаккуратности. Загрымала заслонкой, чугунами еще за- темно, повскакали усе. (д. Беловы Дворы, Щёк.). ЗАТУ′КАТЬ . Начать тю- кать, ударять, производя звук. Как пастушки в лесах затукают, На поля- нушках-то пахари занукают. (Отмечено СРНГ как тульское). Отметим, что данный префикс со значением начинательности в основном отмечается в ЛСГ глаголов, обозначающих получение звука в процессе удара. О том, что глаголы с префиксом за- могут обозначать завершительность и начи- нательность действия, пишет С. В. Шустова, она отмечает, что указанная семантика данного префикса напрямую связана, во-первых, с проблемами аспектуальности, а во-вторых, с семантикой таких глаголов: «Анализ гла- голов с приставкой за- показал, что глаголы с начинательным значением с приставкой за- – это чаще всего глаголы совершенного вида, однако мно- гие из них имеют соотносительные видовые пары (например: запевать – запеть, зацветать – зацвести и т. д.). Большей частью начинательные глаголы с приставкой за- в форме совершенного вида обозначают быст- рый переход к длительному процессу, а в форме несовершенного вида обозначают постепенный, плавный переход к новому действию» [16, с. 65–79]. Глаголы, приведенные выше, с приставкой за- в значении начи- нательности в определенной степени подтверждают данную мысль: они являются глаголами совершенного вида и, действительно, обозначают быстрое начало длительного процесса (в данном случае получения звука в процессе удара). Префикс из- также в большинстве рассмотренных глаголов употреб- ляется в значении «совершить (довести до результата) действие, названное мотивирующим глаголом» [14, с. 361]. Думается, что в данном случае зна- чение завершительности, результативности действия усложняется за счет наличия семантики интенсивности и семантики «распространить действие, названное мотивирующим глаголом на много мест в пределах объекта (объектов) или субъекта действия» [14, с. 361]. Остановимся на характеристике глаголов с префиксом на- . Глаголов с этим префиксом отмечается преобладающее количество. Помимо значе- ния результативности данная морфема, по нашему мнению, совместно с корневой морфемой мотивирующего глагола способна указывать на сте- пень интенсивности совершаемого действия. «Русская грамматика» отме- чает наличие такого типа: «интенсивно совершать действие, названное мо- тивирующим глаголом» [14, с. 362].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=