Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

136 ЛСП чаще всего реализуют семантику удара [8, с. 19]. Это может быть се- мантика совершения однократного удара, совершения удара с помощью какого-либо орудия или предмета, глаголы могут указывать на особен- ность нанесения удара, способ нанесения удара. Глаголы с иктусивной се- мантикой (от лат. ictus – удар), по всей видимости, оказываются важными для диалектоносителей, скорее всего, они репрезентируют значимые смыслы для исконного населения Тульского края. Глаголы иктусивной семантики характеризуются определенными служебными морфемами, участвующими в выражении и конкретизации смыслового наполнения лексемы. Роль приставок в образовании глагола, в выражении глагольной семантики не раз отмечалась такими лингвистами, как Н. И. Андреева-Васина, О. И. Дмитриева, М. А. Кронгауз, И. И. Пав- ленко, Л. И. Ройзензон, Е. Н. Шаброва, С. В. Шустова. Суффиксы хотя и важны для выражения действия, но играют меньшую роль в формирова- нии семантического своеобразия глагольных лексем. Остановимся на некоторых особенностях функционирования префик- сальных морфем у глаголов с иктусивной семантикой. Преобладающими являются префиксы, обозначающие начало и окончание действия, именно префиксальные морфемы с подобным значением чаще всего встречаются в глагольных единицах, входящих в ЛСП физического воздействия. Префиксы за- (загвозди′ть, зажи′кать, зажи′гать, замуту′зить, за- сибо′рить, застеба′ть) , из- (извожжа′ть, исстеба′ть, избузова′ть, из- валту′зить, изду′ть, издуба′сить, измузды′кать, измузда′ть, израс- хо′довать) , на- (настеба′ть, насторонова′ть, наве′шать, накати′ть, накида′ть, накошля′ть, насады′кать, насмоли′ть, насова′ть, нато′ркать, наты′рить, нахлобыста′ть, начеса′ть, нашпо′кать), от- (отхлобыста′ть, отде′лать, отлупе′шить, отмете′лить, отмузда′ть, отмути′ть, отму- ту′зить, отходи′ть) , по- (поби′ть, погла′дить, поте′рить, похо′лить), у- (ухандо′кать, уходи′ть) указывают на завершенность действия, дости- жение определенного результата. Например: НАДЕ′ТЬ . Перен. Сильно ударить кого-либо чем-нибудь. Наденьте его колом, что он всех забижа- ет. (д. Кузьменки, Арсен.). ЗАЖИ′ГАТЬ . 1. Застрекать (крапивой). Не ля- зайте в совхозный сад: сторож крапивой зажигает. (с. Крапивна, Щёк.). 2. Застегать. Совсем зажигал лошадь кнутом. (д. Брусна, Одоев.). ИС- СТЕБА′ТЬ . Избить кнутом, плеткой, хворостиной и т. п.; исстегать. За- позднилась она с гулянки: так мать ее хворостиной исстебала, – не по- смотрела, что взрослая. (д. Федяшево, Ясн.) [Все примеры взяты из 13]. Вышеприведенные глаголы с префиксом за- в основном используются в значении «совершить (довести до результата) действие, названное моти- вирующим глаголом» [14, с. 361], однако, по нашему мнению, в данных глаголах проявляет себя и другой оттенок значения этой приставки, отте- нок ‘доведения до нежелательного состояния’, так как во многих случаях данные глаголы указывают на физическое воздействие на субъект (лицо

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=