Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.
134 проведения занятий: лекции с элементами беседы, активным использова- нием мультимедийной техники; семинарские занятия в форме дискуссий по актуальным проблемам современной литературы, демонстрацией пре- зентаций, подготовленных магистрантами; экзамен в форме небольшой научной конференции, когда магистранты выступают с докладами по вы- бранной научной проблеме в рамках тематики дисциплины «Современный литературный процесс: проза, поэзия, драматургия». Это способствует формированию индивидуальной учебной и научной траектории, которая в дальнейшем поможет выпускникам магистратуры в формировании своей профессиональной траектории. Организуя учебную и научную деятельность обучающихся в магист- ратуре, мы понимаем, что магистранты – это преимущественно недавние студенты, процесс воспитания и самовоспитания которых еще не завер- шился. Преподаватели отчетливо осознают важность воспитания будущих педагогов, ибо воспитатель, не будучи сам воспитан, не имея пережитого им самим осмысленного духовно-нравственного опыта, не способен к вос- питанию других. Безусловно, во многом за счет специфической образова- тельно-воспитательной творческой среды, которая создается в педагогиче- ских вузах для обеспечения условий саморазвития и самореализации будущих педагогов, решаются задачи не только формирования необходи- мых специальных компетенций, но и личностных качеств обучающихся. Но и сам духовно-нравственный, а значит воспитательный, потенциал изу- чаемых в магистратуре дисциплин во многом способствует становлению личности будущих учителей и преподавателей среднеспециальных и выс- ших учебных заведений. Дисциплина «Современный литературный про- цесс: проза, поэзия, драматургия» таким потенциалом обладает в полной мере. Так, при рассмотрении тем «Модель мира в современной антиуто- пии», «Проблема героя современной литературы», «Современная «военная» проза» и других решаются задачи духовно-нравственного и патриотическо- го воспитания обучающихся в магистратуре. Анализантиутопической кар- тины мира в произведениях русской литературы 1990–2000-х годов, дис- куссия по проблеме героя отечественной литературы последней трети ХХ века (произведений В. Шукшина, В. Астафьева, В. Распутина и др.) и первого десятилетия ХХI века (произведений В. Маканина, Ю. Мамлее- ва, Л. Петрушевской и др.) непременно выводят магистрантов на утвер- ждение мысли о недопустимости забвения тех духовно-нравственных по- нятий, на которых Россия держалась веками. Сопоставление своеобразия «военной» прозы 1960–1980-х годов и 1990–2000-х годов рождает в созна- нии магистрантов сложный комплекс размышлений о героизме, мужестве, патриотизме, гражданственности, исторической памяти как важнейшем условии сохранения себя как народа, как единой общности великой страны со сложным историческим опытом. Таким образом решаются задачи граж- данского и патриотического воспитания обучающихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=