Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

133 • способность демонстрировать знание основных положений и кон- цепций в области теории и истории литературы, в частности современной (1990-х – 2000-х годов) литературы, теории речевой деятельности и ком- муникации, филологического анализа текста; • готовность применять знания в области теории и истории литерату- ры, в частности современной литературы, при проведении самостоятель- ных исследований в различных областях филологического знания с фор- мулировкой аргументированных умозаключений и выводов; • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, со- ставления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследова- ний, приемами библиографического описания; • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального пред- ставления материалов собственных исследований; • готовность к участию в разработке и реализации различного типа научных и методических проектов в образовательных и культурно-просве- тительских учреждениях, социально-педагогической, гуманитарно-органи- зационной, массмедийной и коммуникативной сферах. Как же формируются эти компетенции на занятиях по дисциплине «Современный литературный процесс: проза, поэзия, драматургия»? Пре- жде всего преподаватель должен четко моделировать свою профессио- нальную деятельность. Моделей профессиональной деятельности препода- вателя несколько: • научно-педагогическая с акцентом на слове «научная»: проблемы, выносимые на рассмотрение в лекционных и практических курсах, – это актуальные научные проблемы, имеющие перспективу дальнейшей иссле- довательской разработки; • педагогически-научная, с акцентом на слове «педагогическая», – о педагогическом потенциале дисциплины «Современный литературный процесс: проза, поэзия, драматургия» мы скажем ниже; • модель, когда разные формы научно-описательной деятельности соче- таются с сугубо воспроизводящим аспектом учебной деятельности. Это тра- диционная, но необходимая работа по освоению жизненного и творческого пути писателя, анализу его произведений, которая подчас приводит обучаю- щихся к собственным важным научным и педагогическим открытиям; • методическая модель, в которой преподаватель выступает именно как методист, формируя у обучающихся представления о возможных фор- мах, способах и приемах изучения материала. Безусловно, в учебном процессе, осуществляемом в магистратуре, присутствуют традиционные академические формы аудиторной работы: лекции, семинарские занятия; итоговый контроль по окончании изучения дисциплины проводится в форме экзамена. В то же время применяются инновационные подходы к обучению – например, интерактивные формы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=