Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

130 ванным и производным, сомнение и ошибки были бы невозможны» [3]. Таким образом, наши интуитивные, общепринятые понятия и категории, используемые для интерпретации действительности, на самом деле явл я- ются понятиями и категориями, составляющими наши когнитивные модели действительности. При этом существует необходимость в «мн о- гократно повторяющихся участках» некоторого «вычислительного про- цесса» – циклах . Можно сказать, что применение цикла выполняет функцию экономии и минимизации когнитивных усилий. Циклы можно использовать не столько ради точности отражения реальности, сколько ради оперативности социаль- ного познания. Отметим, что понятие цикла изоморфно понятию стереотипа. Под стереотипом понимаются упорядоченные, схематичные, детерминирован- ные культурой «картинки мира» в голове человека (pictures in our heads), которые экономят его усилия и защищают его ценностные позиции и пра- ва. Стереотипы маркируют определенные объекты как знакомые или не- знакомые, так что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнако- мые глубоко чуждыми. Они возбуждаются знаками, которые могут варьировать от истинного индекса до неопределенной аналогии. По нашему мнению, цикл является составляющей стереотипа. Представляется, что циклы в отношении к когнитивным процессам так же могут быть разделены на арифметические (область диктума) и итерационные (область субъективных модальностей). Такое деление может быть механизмом, способствующим описанию семантики языковых структур, в том числе и в гендерном аспекте. Литература 1. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. – М.: Альта-Принт, 2005. 2. Цикл [Электронный ресурс] // Студенческий портал Сибирского го- сударственного университета телекоммуникаций и информатики. – Режим доступа: http://pascal.guti.ru/fornext.html 3. Дейк, Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк; Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=