Университет XXI века: исследование в рамках научных школ. 2014г.

120 ному индивиду часто играют роль готовых формул, служащих для него ориентиром в социальной действительности и определенным образом влияющих на его поведение… Делая их объектами своих интересов, инди- вид соответствующим образом направляем свою деятельность» [1, c. 31]. Положение исследование требует сделать здесь небольшое отступле- ние и систематизировать полученные данные. Реализуя анализ текста ста- тьи, обозначим концепт (основное содержание) понятия ценности как предмет или представление. В ходе наблюдений составим схему, какие компоненты реализуют наполнение концепта. Анализируя упорядоченную организацию категорий, можно с уверен- ностью сделать вывод о том, что подобное понимание дефиниции ценно- сти приведет нас оппозиции «субъект-объект», где ценность будет вписана в рамки социальной действительности. Именно рассмотрение взаимоот- ношений категории ценности и общества стало предметом обширной по- лемики в 1960-х годах XX века. Для западной философии была характерна линия, на протяжении которой человек утрачивал связь с движением об- щественного целого. Тогда как советская философская школа определяла категорию ценности, как подчиненную «законам движения социального целого». В представлении О. Г. Дробницкого эта зависимость представляет собой оппозицию индивидуальной и общественной природы человека, ко- торая выступает как «…недоступное материальное богатство, неосваивае- мая духовная культура, как внешняя необходимость, которой он должен подчиняться, вопреки своим склонностям, как заданная ему извне общест- венно полезная деятельность, как законы общества, которым он должен повиноваться в своем поведении…» [1, c. 32]. С первого взгляда, может показаться, что предмет спора философских школ, проходившего более 50 лет назад, давно утратил свою актуальность, однако в современное время, когда индивидуальная природа человека пре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=