Университет XXI века: научное измерение 2013г
99 Точно так же, как для описанных выше сочетаний безударного и ударного гласных, в академической «Русской грамматике» для анализи- руемого типа сочетаний указано большое количество позиционных огра- ничений. Большинство корневых слов, обнаруживающих это сочетание гласных, являются лексическими единицами иностранного происхожде- ния, напр.: мем[уΛ]ри́ст , в то время как в исконно русских словах эта ком- бинация гласных актуализируется только на границе предлога «у» и без- ударного корневого гласного «о» в инициали слова, напр.: [у ں Λ]кна́ . На месте буквосочетаний аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [aa] на границе между предлогом и вокалической инициалью ближайшего слова, ср.: аа – на арбу́, за апельси́н, из-за арби́тра, за ар- те́лью ; ао – на обо́чине, за овра́гом, на орби́те, на ого́нь ; оа – до амба́ра, про арифме́тику, до анга́ра, про амё́бу ; оо – про обе́д, по овра́гу, по обо́чине . То же самое явление наблюдается также иногда на стыке между приставкой и корнем, напр.: наобеща́ть, заозё́рный, сообрази́ть, сообщи́ть, сооруди́ть . Комбинация гласных [ъи] возможна у морфемного шва, а именно на стыке между префиксальной и корневой морфемами, напр.: пр[ъи]истека́ть, пр[ъи] сходи́ть, пр[ъи]знести́ ; на границе между компонентами сложных прилагательных, напр.: нов[ъи]спечё́нный, разн[ъи]мё́нный . (Другие случаи см.: [2, с. 33–34]). В немецком языке данный тип сочетаемости гласных встречается только в заимствованных словах, напр.: Toi´lette, ´Radio, ´Februar, а в ис- конно немецких словах не встречается. Литература 1. Михайленко, В. А. Сочетаемость гласных звуков в немецком и рус- ском языках / В. А. Михайленко // Университет XXI века: научное измере- ние. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. 2. Русская грамматика, 1. – М.: Наука, 1980. Д. В. Новиков, Н. В. Савельева, В. А. Коржов СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО Реформирование высшего образования, постоянный рост объема ин- формации при стабильных сроках обучения в вузах, поставили перед сис- темой профессиональной подготовки специалистов ряд серьезных про- блем. Ключевыми из них являются: перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям; по- вышение фундаментальности образования; интенсификация образователь- ного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и инноваци- онных форм, методов и средств обучения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=