Университет XXI века: научное измерение 2013г

96 А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя…», а в финальном действии пье- сы «Бесприданница» главная героиня Лариса цитирует стихотворение М. Ю. Лермонтова «К портрету Дашковой». Можно сопоставить полную версию этих лирических произведений с текстом пьесы с целью выявления художественной роли данных реминисценций в ходе развития сюжета, в характеристике героев. Как уже отмечалось ранее, в работе над драматическим произведением огромное значение имеет не только внутренняя, но и внешняя наглядность, то есть воспринимаемая вне данной пьесы система реалий, связанных с нею: картины художников, воспроизводящие образы драмы; специфические ви- зуальные пособия (изображение декораций, макетов, сценических костю- мов, фотографий мизансцен спектакля и актеров – исполнителей ролей); аудиосредства, рождающие слуховые впечатления (музыкальное сопровож- дение пьесы, шумовое оформление); различные формы синтетической на- глядности (учебное и художественное кино, спектакль, мультипликацион- ный фильм, опера, фильм-опера, балет, телевизионная постановка). В. Голубков справедливо подчеркивал, что «внешняя наглядность цен- на для нас не сама по себе, а постольку, поскольку она помогает читателю увидеть, почувствовать и понять образы произведения» [1, с. 460]. Однако в ряде случаев эстетическая и художественная ценность привлекаемых про- изведений смежных искусств бывает такова, что она заслуживает также са- мостоятельного осмысления и наслаждения ими. Речь, разумеется, идет не о «переводе» содержания литературного произведения на «язык» другого искусства, а о процессе претворения и пересоздания словесного образа в об- раз зрительно-пространственный, живописно-графический, телевизионный, кинематографический или сценический. Так, русский критик В. Майков считал, что писатель многие свои сцены творит описательно, что создает основу для пересоздания их на язык живописи и графики [4, с. 304]. Таким образом, внутренняя и внешняя наглядность является одним из эффективных способов выявления идейного содержания и постижения ав- торской позиции произведений такого сложного рода литературы, как драма. Наглядность может служить источником познания нового, иллюст- рацией определенной мысли, быть средством развития воображения и об- разного мышления, способом лучшего запоминания материала, стимулом самостоятельного чтения текста, средством развития речи, ее образности и выразительности. Наглядность – это и инструмент активизации познава- тельной деятельности, и путь повышения интереса к изучаемой дисципли- не, и важное средство эстетического воспитания и образования. Литература 1. Голубков, В. В. Наглядность в преподавании литературы в средней школе / В. В. Голубков; Под ред. Н. И. Кудряшева // Вопросы методики преподавания литературы в школе: Сб. ст. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=