Университет XXI века: научное измерение 2013г
95 порядка, поскольку и в основе творчества писателя тоже лежит художе- ственная фантазия. Опора на внутреннюю наглядность и установка на воссоздающее во- ображение особенно важно при изучении драматических произведений. Объясняется это следующими причинами: отсутствием в пьесе разъяс- няющего и подсказывающего автора; сложностью восприятия драматиче- ских персонажей, воплощенных преимущественно речевыми средствами; диалогической формой драмы; предназначенностью ее для сцены. При изучении произведений драматического рода следует быть максимально внимательным к видимой стороне пьесы, ее «зрительному ряду». Неопыт- ные читатели схематично представляют себе героев, не «видят» их жестов, движений, мимики, костюма. Поэтому полезно при чтении драмы предста- вить темп, ритм, силу, темперамент, направленность жестов, в которых проявляются характер, эмоция, мысль и воля драматического персонажа. Важно вообразить себе положение плеч, повороты корпуса, походку, ми- мику героя. Для этого нужно «приковать» внимание читателя к тем ремар- кам автора, где передаются жесты персонажей, их движения и мимика. В целях обогащения зрительского опыта Е. С. Роговер предлагает рассмат- ривать жесты героев живописных полотен (например, жест боярыни Моро- зовой и юродивого на картине В. Сурикова, поворот корпуса и мимику стрельца в белой рубахе у того же художника) или организовать просмотр видеофрагмента спектакля с приглушенным или выключенным звуком. Столь же значимо внимание к звучащей стороне драмы. И. А. Гонча- ров писал о пьесах, подобных «Горе от ума» А. С. Грибоедова: «… ими можно наслаждаться, не видя, а только слыша их <…>, эту своего рода ли- тературную музыку» [2, с. 145–146]. Чтобы приучить студентов извлекать из пьес эту «слышимую реальность», следует рекомендовать им прослу- шать спектакль в аудиозаписи. Это содействует развитию слуховой вос- приимчивости. Важно ощущать внутренний ритм драматической речи, на- растание и падение интонационной линии фразы и фрагмента пьесы, тембр голоса действующего лица, силу его логического ударения в монологе, особый темп слов, напевность языка, характерную для сцены. Не меньшее значение в постижении своеобразной «литературной музыки» драмы имеет периодическое прослушивание ее в исполнении актеров. Их чтение ярко передает замысел драматурга, особенности характеров героев, их языка, тонкую нюансировку высказываний, богатство речевых модуляций, свое- образие стиля пьесы. Тут существенно поможет читательское воображе- ние, о котором говорилось выше. Сценическая речь близка к музыке, и не случайно так щедро послед- няя вводится в пьесы и в спектакли. Нередко в драматическом произведе- нии герои цитируют стихотворения, прозу, поют песни, которые остаются незамеченными неподготовленными читателями. Так, в начале драмы А. Н. Островского «Гроза» в исполнении Кулигина звучит песня на стихи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=