Университет XXI века: научное измерение 2013г

94 в самом произведении, и без этого видения он вообще не может читать и понимать прочитанного» [1, с. 460]. Что же касается внешней наглядно- сти, то, по словам методиста, она направлена на то, что читатель воспри- нимает вне литературного произведения: предметы, картины художников, слуховые впечатления, в частности, музыку. Эта разновидность способст- вует активизации внутренней наглядности читателя и помогает ему уви- деть, почувствовать и понять образы произведения. Термин «внутренняя наглядность» достаточно условен. Гораздо чаще методисты используют другое обозначение: «словесно-образная нагляд- ность», имея в виду то обстоятельство, что предмет изучения литературы как учебной дисциплины обладает своей собственной зримостью и слы- шимостью. В этом термине отражено и то, что главным изобразительно- выразительным средством литературы является слово, и то, что литература специфична своей образностью, и то, наконец, что каждый образ художе- ственного произведения, начиная от персонажа и кончая такими микро- элементами текста, как сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, алле- гории, отличается изобразительностью и особым звучанием. Однако в методике литературы принят и термин «внутренняя наглядность», четко отделяющий наглядность самого текста от средств, привносимых извне. Не случайно М. Горький замечал, что литератор не только пишет пером, но и «рисует словами», оформляя картины жизни. А эстетически развитый читатель видит все то, что показывает ему писатель. Эту же особенность словесности характеризовала М. А. Рыбникова, говоря, что «писатель воз- действует через слово», он «рисует зрительные образы», и это-то является «нашей первой наглядностью» [7, с. 12]. В передаче внутренней наглядности художественного текста сущест- венную роль выполняет воображение читателя, при помощи которого он дополняет картины, образы, фигуры, характеры из своего личного опыта. Воображение является достаточно сложным психологическим процессом создания нового в форме образа, представления или идеи. Разумеется, чи- тательское воображение сопровождается определенным отходом от того, что создано писателем. Но при этом источником воображения является объективная реальность и образы памяти, на которые опирается читатель. В связи с различной степенью зависимости от прошлого опыта разли- чают воссоздающее (воспроизводящее) и творческое воображение. Первое из них наиболее специфично для чтения. Воссоздающее воображение соз- дает образы на основе различных видов словесного описания (портретов, интерьеров, пейзажей, натюрмортов и т. д.) и повествования (рассказа о действиях, поступках); именно в этом случае оно проявляется наибо- лее полно. Чем шире и богаче опыт, наблюдения, переживания и знания читающего, тем больше открывается возможностей для верной, правди- вой, адекватной передачи образа, сюжета или подробностей текста. По- добная передача, по существу, является воображением вторичного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=