Университет XXI века: научное измерение 2013г

93 Традиционные взгляды на информационные технологии в XXI веке претерпевают существенные изменения. Информационная технология се- годня – это не просто способ обработки информации. Это, скорее, способ существования человека в информационном обществе, способ реализации его планов и замыслов, способ достижения гармонии с собой и с окру- жающим постоянно усложняющимся и ускоряющимся миром. В этой свя- зи список актуальных информационно-коммуникационных технологий бу- дет постоянно уточняться и расширяться. Г. С. Миронова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-ФИЛОЛОГАМИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Проблема наглядности в обучении всегда была актуальной в педаго- гической науке. Согласно «золотому правилу» Яна Амоса Коменского, не- обходимо «все, что можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом» [3, с. 6]. Существует несколько классификаций типов наглядности. Э. Г. Мингазов выделяет непосредственно-конкретную (на уровне ощущений), опосредо- ванно-конкретную (на уровне представлений), абстрактную (на уровне по- нятийного, общего) наглядность [5, с. 55, 59]. Н. П. Конобеевский делит средства наглядности на натуральные и изобразительные, А. М. Ясько вы- деляет наглядность натурально-предметную, опосредованно-образную и схематическую, Т. А. Ильина – естественную, объемную, звуковую, смешанную, символическую, внутреннюю [6, с. 5]. Однако, как отмечает Е. С. Роговер, эти классификации не могут удов- летворить запросы преподавателя литературы, потому что намеченный в них общедидактический подход не учитывает специфики литературы как учебного предмета. Гораздо более специфичной для словесника является классификация видов наглядности, предложенная еще в 1952 году извест- ным методистом В. В. Голубковым (позже на его подход к данной пробле- ме опирался А. Н. Щукин) [8, с. 5, 14]. Согласно их классификации, разли- чается наглядность словесно-образная, художественно-изобразительная, графическая. Позже В. В. Голубков предложил деление на внутреннюю и внешнюю наглядность, именно на данной классификации нам бы хотелось остано- виться в нашей работе. Обосновывая выделение первого типа, В. В. Голуб- ков отмечал: «Когда мы говорим о внутренней наглядности, мы имеем в виду саму художественную литературу, ее образность и своеобразие чи- тательского восприятия: мы предполагаем, что читатель литературного произведения как бы видит те картины, сцены , которые изображаются

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=