Университет XXI века: научное измерение 2013г
90 Настоятельной потребностью сегодняшнего дня является знание на уровне пользователя информационных технологий платёжных онлайн сис- тем, информационных товаров и услуг и технологий мобильной связи. Человек творческий добавит к ним технологии цифровой обработки информации (фотография, киносъемка, телевидение, музыка и т. п.). Специалист, связанный с управлением, обязательно включит с данный список технологии оптимизации управления и делопроизводства, без кото- рых существенно усложняются процессы менеджмента и документооборо- та в любой организации или на предприятии. Учитель информатики, математик-программист, специалист в области информационных технологий, – а именно специалистов этих профессий го- товят на факультете математики, физики и информатики, – должен обяза- тельно добавить к этому списку следующие информационные технологии: – технологии разработки и управления базами данных (формы, отче- ты, запросы, автономные и сетевые приложения); – технологии экспертных систем и систем искусственного интеллекта (базы знаний, неформализованные задачи, интеллектуальные технологии); – технологии организации дистанционного обучения (среды элек- тронного обучения, электронные пособия и учебники, интерактивные тех- нологии и средства обучения, системы контроля качества знаний); – технологии распределенной обработки данных (облачные вычисле- ния, хранилища данных, совместное редактирование и т. п.); – технологии разработки и функционирования социальных сетей. Именно такой полный список является основанием для определения содержания качественной подготовки специалистов указанных выше ква- лификаций в области информационно-коммуникационных технологий. Авторы предлагали данный расширенный список студентам выпуск- ных курсов различных специальностей факультета и просили их ответить на два вопроса: «Что из представленного списка наименее вам знакомо?» и «В чем вы лучше всего разбираетесь?». Практически все выпускники считали себя безусловными специалистами в технологиях офисных паке- тов, мобильной связи и социальных сетей. Согласимся со студентами по всем пунктам, за исключением социальных сетей: знание функционала со- циальной сети, ежедневное многочасовое пребывание внутри ее простран- ства вовсе не означает знание основ ее построения и функционирования. Здесь необходим взгляд на социальную сеть не с точки зрения ее пользова- теля и непосредственного участника, а с точки зрения специалиста, осоз- нающего внутреннюю организацию, принципы построения, технологии взаимодействия участников и требования к социальному проекту, претен- дующему называться социальной сетью. И здесь необходимо отметить, что под социальной сетью на качественном уровне понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов – индивидуальных или коллективных, например индивидов, семей, групп, организаций) и оп-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=