Университет XXI века: научное измерение 2013г

79 При анализе отдачи образования использовалась производственная функция Кобба-Дугласа. Двухфакторную модель производственной функ- ции разработали (1927 г.) сенатор штата Иллинойс Пол Дуглас и математик Чарльз Кобба. Поэтому она получила название функция Кобба-Дугласа [2]. На основе данных РОССТАТа проведен регрессионный анализ, целью которого было выявление взаимосвязи между изучаемыми показателями. По данным, характеризующим зависимость валового регионального про- дукта от стоимости основных фондов и уровня образования по каждому региону России был рассчитан коэффициент множественной корреляции за 11 лет, начиная с 2000 года и заканчивая 2010 годом. Для того, чтобы коэффициент множественной корреляции наиболее точно отражал зависимость между изучаемыми параметрами, количество наблюдений, проводимое для модели каждого года равнялось числу регио- нов России. На сегодняшний день насчитывается 80 субъектов Российской Федерации. Причем, данные в российском статистическом ежегоднике «Регионы России» [3], которые использовались в качестве базы для прово- димого исследования, отсутствует информация по Чеченской республике. Поэтому показатели этого региона при расчетах не используются. Корректировка в названии областей, краев и т. д., происходящая в период с 2000 по 2010 годы в субъектах России, нашла свое отражение в ежегодниках «Регионы России» за рассматриваемый период. В своем анализе за основу в плане определения субъектов мы использовали еже- годник 2011 года и для модели каждого года вносили соответствующие изменения. Так были внесены корректировки: в моделях 2000–2004 годов – название региона «Пермская область» заменено названием «Пермский край»; в моделях 2000–2006 годов – название региона «Камчатская об- ласть» заменено названием «Камчатский край»; в моделях 2000–2007 го- дов – название региона «Читинская область» заменено названием «Забай- кальский край». В качестве результирующего признака определен валовой региональ- ный продукт (ВРП), единица измерения которого едина для всего рассмат- риваемого периода и выражается в миллионах рублей. В качестве фактор- ных признаков определены: стоимость основных фондов в миллионах рублей и состав занятого населения по уровню образования за соответст- вующий год, выраженного в процентах от общего количества занятых. Количественное выражение данных признаков полностью представ- лено в статистическом ежегоднике, что позволило беспрепятственно ис- пользовать эту информацию при анализе. Исходя из состава занятого населения по уровню образования, сред- ний уровень образования определен для каждого региона по формуле средней арифметической взвешенной [2]. Средняя арифметическая взвешенная равна сумме произведений ва- риант (x) на их частоты или веса (f), поделенной на сумму частот:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=