Университет XXI века: научное измерение 2013г

62 эмпирическую проверку его подлинности. Гипотеза основана на неполной информации и имеет вероятностный характер. Она является допуском, предвидением, суждением о сущности и отношений между явлениями и процессами объективной действительности [2, с. 23]. В научных медико-педагогических исследований гипотеза имеет важ- ную методологическую роль, так как она показывает внутреннюю логику исследования; является связывающей частью между теоретической поста- новкой проблемы и методологией исследования; через нее выявляются и отбираются те факторы и результаты, которые необходимы для решения основной проблемы; предопределяет действия исследователя. Процесс установления истинности гипотезы является процессом про- верки в ходе педагогического исследования. Через нее, гипотеза опровер- гается или доказывается и достигает теоретическую постановку, истин- ность на которой уже была доказана. При формулировке гипотезы в медико-педагогических исследованиях ставятся следующие требования: быть правдоподобной и логичной; не противоречить теорий с доказанной истинностью и известным и проверен- ным фактам; не подлежать сомнению; дать возможность для проверки эм- пирических методов; позволить после ее проверки однозначный альтерна- тивный ответ; ее формулировка должна быть точной и простой по структуре [2, с. 24]. Анализ результатов в проведенном исследовании служит для под- тверждения или опровержения гипотезы. Для оценки результатов исследования для сравнения входных и вы- ходных состояний изучаемого объекта, определяются так называемые кри- терии и показатели. Они подлежат пристальному наблюдению в течение всего исследования. Понятие критерий в медико-педагогических исследованиях показыва- ет ту меру, тот образец или шаблон, которые служат для сравнения полу- ченных учебно-воспитательных результатов исследования или массовой практики» [1]. Критерий является мерой, образцом, шаблоном, для сравнения, со- гласно которому судится об эффекте исследования. Для более точной оценки исследования является подходящим, чтобы критерий был разложен на подгруппы с меньшим количеством сообщества, фактически представ- ляя его показатели. Таким образом достигается до определения системы показателей – свойства или характеристики изучаемого явления, набор пе- ременных, которые могут наблюдаться. Посредством критериев предос- тавляется качественная характеристика изменений в состоянии объекта, а посредством показателей делается количественная оценка достигнутых результатов [2, с. 34]. Ключевым этапом в целом процессе является выбор методов и разра- ботка инструментов, в соответствии с целями и задачами исследования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=