Университет XXI века: научное измерение 2013г

54 мые в соответствие с закономерностями и задачами физического воспита- ния» [8, с. 326]. По В. А. Сластенину, И. Ф. Исаеву, Е. Н. Шиянову, из многообразия этих упражнений трудно выделить одну-единственную классификацию. Поэтому на практике для этой цели используются различные подходы. Самый распространенный среди них – это исторический подход. Основные компоненты классификации физических упражнений на основе историче- ского подхода это – гимнастика, игра, туризм и спорт. Как уже подчеркнули, к основным средствам физического воспитания относятся естественые силы природы: солнце, воздух, вода и гигиеничные факторы, среди которых: правильное планирование учебного процесса, правильное чередование нагрузки и отдыха, питание и сон и т. д. Вместе с физическими упражнениями эти основные средства способствуют в сво- ем единстве формированию и развитию физической культуры личности. В научной литературе существуют разные положения содержательно- го аспекта физического воспитания, относящиеся как к формированию, так и к развитию личности. На первом месте, в зависимости от целей и конкретных задач физи- ческого воспитания, в его содержание включается формирование основ- ных двигательных качеств у личности, как-то быстрота, сила, гибкость и др., специальное внимание отводится совершенствованию восприятий, развитию наблюдательности, зрительных анализаторов, памяти, внима- ния и т. д. Далее акцент ставится на развитие пропорции человеческого тела (гармоничное развитие). На третьем месте – знания истории эстетической культуры, анато- мии и физиологии, а также методик выполнения различных физических упражнений. На четвертом месте – знания о потребности физических движений с конкретными возможностями и диференцирование теоретического и эм- пирического уровня. Пятый аспект содержания заключается в связи зависимости физиче- ского и здорового воспитания. Последний, шестой аспект, акцентирован на компоненты организации школьной спортивной среды, так как здесь важное место занимает идея интегрирования в единую систему разнообразной физической деятельно- сти, упражнения и процедуры, которые имеют значение для развития спо- собностей и адаптирования детей к изменяющейся среде. Неслучайно говоря о границах содержания физического воспитания, Д. Василев указывает, что оно отражает «содержание физической культу- ры общества, т. е. охватывает эти представления, понятия, взгляды, убеж- дения, умения, навыки, теории, которые характеризируют идеал физиче- ского совершенства человека в обществе» [2, с. 154].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=