Университет XXI века: научное измерение 2013г

51 нию того, что этот процесс протекает как взаимодействие воспитания и самовоспитания, воспитания и перевоспитания, воспитания и социализа- ции личности. Определяемый как взаимодействие, процесс физического воспитания способствует формированию личности, вместе с другими фак- торами входит во взаимодействие. В структурном отношении воспитателный процесс, в том числе и процесс физического воспитания, включает в себя относительно само- стоятельные компоненты: цель, содержание, принципы, формы и методы, результаты, условия и факторы. Все компоненты его структуры находятся в диалектической связи и взаимодействии. Они взаимно обусловливают друг друга и предполагают достижение общей цели. Здесь следует отметить, что в педагогической литературе особое вни- мание уделяется сложному вопросу, связанному с выяснением сущности и структуры воспитательного процесса, процесса физического воспитания, а именно вопрос об этапах. Авторы поддерживают мнение Ст. Чернева, ко- торый утверждал, что самое развернутое и приемлемое определение этапов воспитательного процесса принадлежит русскому педагогу Тамаре Илиной [11, с. 102]. Мы считаем, что оно относится к этапам и физического воспи- тания, рассматриваемым как процесс, а именно: – первый этап воспитательного процесса длится до «знакомства школьников с общими нормами и требованиями поведения»; – второй этап связан с «формированием у школьников отношения к нор- мам и правилам поведения и сознанием необходимости их соблюдения»; – третье место занимает этап, относящийся к «формированию пра- вильных взглядов и убеждений», выражающихся в готовности личности занять определенную позицию и защитить ее; – четвертый этап связан с «формированием общей направленности личности – проявлением устойчивости ее поведения, становлением систе- мы навыков»; – заключительный этап процесса воспитания – это этап самовоспита- ния и самосовершенствования личности или «способность личности к са- мооценке и самоконтролю своей деятельности и поведения» [11, с. 104]. Этапы воспитательного процесса часто рассматриваются как его структурные компоненты, хотя охватывают всю структуру процесса. При содержательном обособлении пяти этапов в процессе физическо- го воспитания, целесообразно включить их в процесс формирования здо- рового образа жизни. Это положение основано на утверждении Л. Страко- ва, согласно которому здоровье в целом отражает как физический статус личности, так и умственое, эмоциональное, социальное и духовное здоро- вье личности. Иными словами, процесс физического воспитания охватыва- ет и процесс формирования здорового образа жизни, не охватывая его в целом, а в свою очередь, процесс формирования здорового образа жизни включает в себя и физическое воспитание.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=