Университет XXI века: научное измерение 2013г

50 личности» [11, с. 79]. Для других авторов это основное педагогическое по- нятие, которое вместе с образованием и обучением является «составной частью предмета педагогики» [3, с. 13], а для третих – «воспитание» имеет характер категории, так как отражает подготовку молодого поколения к общественной жизни. Она включает: освоение знаний, отвечающих уровню развития подрастающих; приобретение определенных трудовых умений; выработку своей (личностной) ценностной системы, которая соот- ветствует установленным в обществе нормам поведения» [3, с. 14–15]. На основе смыслового выражения слова «физическое» и понятия «воспитание», принимаем положение, по которому физическое воспита- ние, как общественную потребность и как задачу, поставленную для вы- полнения перед институтом школы, следует рассматрывать как «целост- ную систему с рационально структуриранными компонентами, которые точно и научно обоснованны» [6, с. 287]. Иными словами, физическое вос- питание в школе можно рассматривать как средство целостного формиро- вания и развития личности школьника. Не случайно, в преобладающей части известных теоретических и теоретико-эмпирических подходов, физическое воспитание воспринимается как составная часть целостного воспитания и развития личности. В продолжение рассмотрения, оно связы- вается с рядом социально-педагогических закономерностей: детермини- рацией системы физического воспитания потребностями общества; его со- циально-экономических, социально-политических, культурных условий и возможностей; зависимостью общечеловеческих ценностей и идеалов для гармонично развитого, физически идеального тела и духа [6, с. 285]. В качестве социально-педагогического явления физическое воспитание конкретизируется часто как «процесс многосторонного, целенаправленно- го взаимодействия воспитываемого со всеми факторами физического влияния, с целью формирования у человека физического облика, необхо- димого обществу и индивиду» [там же]. Подобная конкретизация связана и с необходимостью ежедневной, целенаправленной и системной физиче- ской образовательно-воспитательной деятельности для достижения «опти- мального, функционального и морфологичного равновесия организма при взаимодействии со средой, обеспечении физического и психического здо- ровья личности» [там же]. Педагогическая модель физического воспитания в школе, как процесс, включает целенаправленное, систематическое и специально организован- ное взаимодействие между основными субьектами и средой (физической, социальной и организационной), которая способствует или не способству- ет эффективности. При рассмотрении проблемы физического воспитания как процесса, следуем иметь в виду и утверждение, что личность не пассивно восприни- мает воздействие воспитательных факторов. Наоборот, она оказывает об- ратное влияние и воздействие. Именно это обстоятельство ведет к понима-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=