Университет XXI века: научное измерение 2013г

47 Е. А. Девятиярова, А. В. Девятияров ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Физическая культура в высшей школе оказалась в двойственном по- ложении, когда новые методологические и концептуальные принципы опираются на былой «нормативный» подход. Тем самым оказалось размы- тым представление о роле и месте физической культуры в развитие лично- сти студента. Содержание отношения к физической культуре задается теми ее ценностями, которые объективно ей присущи. В этой связи формиро- вание физической культуры личности – это, прежде всего, проблема вос- питания отношения к ней. Мотивационная сфера личности является ди- намичным, многомерным, развивающимся образованием, особенности которой предопределяют как поведение, так и деятельность учащихся. Вот почему формирование мотивационно-ценностного отношения к МПЗ вы- зывает возникновение у студентов интереса, а в результате желания полу- чить знания, способствующие развитию и становлению их личности, что в свою очередь повышает эффективность занятий. Присвоение личностью ценностей физической культуры во многом определяется ее активностью – целеустремленной, сознательной и плано- мерной работой над собой. В процессе каждого МПЗ происходит самовос- питание личности студента. Самовоспитание представляет собой совокуп- ность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизи- ческого состояния, физического совершенствования и образования. Само- воспитание начинается с самопознания, процесса изучения личностью соб- ственных психологических и физиологических способностей. Еще одним важным условием повышения эффективности МПЗ явля- ется учет индивидуальных особенностей учащихся. Делая упор на склон- ности и природные задатки, используя процессы индивидуализации, необ- ходимо развивать личностно-значимые качества студентов, что в свою очередь способствует лучшему усвоению учебного материала. Таким образом, на основании анализа литературных источников и собственных умозаключений мы определили, что обучение в процессе личностно-ориентированных МПЗ станет более эффективным и управляе- мым, если будет обеспечена диагностика мотивационно-ценностных по- требностей личности в процессе физического воспитания; организован процесс самопознания и самооценки личности; сформировано отношение студента к себе как к индивидуальности; использованы методы контроля за процессом развития качеств и свойств личности и его корректировка на этой основе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=