Университет XXI века: научное измерение 2013г
42 общностей (гендерных, возрастных, профессиональных и др.) в рамках од- ной культуры. Появление в 1994–1998 гг. «Русского ассоциативного словаря (Ас- социативного тезауруса современного русского языка)» (РАС) открыло новый диапазон возможностей для исследования национального созна- ния, национального образа мира носителей русского языка. РАС стал уникальной базой для сопоставительных исследований в психолингви- стике в целом. Таким образом, исследования в области языкового сознания, ведутся в настоящее время не только на материале словарных дефиниций и фра- зеологизмов или на материале целых текстов, но и на базе результатов ас- социативных экспериментов. Вот почему в качестве экспериментального инструментария нами использовалась такая психосемантическая методика, как свободный ассоциативный эксперимент (САЭ), который позволил оп- ределить общие и специфические особенности языкового сознания рус- ских мужчин и женщин, а также провести сравнительный анализ ассоциа- тивного поведения у респондентов, учитывая их биологический пол. Гендерно маркированная коннотация как основная единица содержа- ния номинативных единиц, именующих гендер, может быть проанализи- рована и описана на материале данных ассоциативного эксперимента, из- ложенных в «Русском ассоциативном словаре». Можно предположить, что коннотативное пространство русской лингвокультуры, в котором цен- тральным параметром является гендер, представляет собой многоуровне- вую, иерархически структурированную и одновременно открытую сеть ин- терпретант знаков культуры в рамках определённой замкнутой «этнико- коммуникационной лингвокультурной сети» [3; с. 8]. При этом мы опира- емся на представление о хранении знаний в памяти человека в виде ассо- циативной организации связи, разработанное в когнитологии, и понятие «семантической сети» (СС), введённое М. Куильяном для описания лекси- ческого значения: «В своей простейшей форме семантическая сеть пред- ставляет собой ассоциативную организацию связей, точки пересечения ко- торой называются узлами» [1; с. 169]. Вместе с тем необходимо анализировать гендерно маркированную коннотацию, исходя из того, что она порождается в пространстве нацио- нальной культуры в результате многообразных напластований новых озна- чаемых на тело знака или его деформации в новое означаемое, то есть в результате вторичного семиозиса. Поэтому в качестве материала для ус- тановления коннотативных признаков, репрезентирующих представления о мужчинах и женщинах в русской лингвокультуре, мы используем номи- нативные единицы во вторичной номинации. Определение коннотативных признаков гендерно маркированных вторичных номинантов осуществляется нами на материале большого ко- личества контекстных словоупотреблений из художественной и публици-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=