Университет XXI века: научное измерение 2013г

4 балкоксилирования этими системами показывает, что все они относятся к области условий, далеких от экстремальных значений показателей реак- ций (максимум производительности, минимальные расходы компонентов катализаторов, устойчивость каталитических систем). В этой связи акту- альной задачей является оптимизация процесса с целью определения сово- купности параметров, обеспечивающих эти экстремальные значения. Такой подход неизбежно должен привести к созданию эффективного про- цесса синтеза циклогексанкарбоксилатов. В настоящее время циклогексанкарбоксилаты не выпускаются ни оте- чественной, ни зарубежной промышленностью. В качестве добавок к топ- ливам и полимерам, обладающих близкими свойствами, в настоящее время используют сложные эфиры фосфорной кислоты и низших спиртов, а так- же сложные эфиры высших жирных кислот. Традиционно в качестве таких добавок к топливам используются трибутилфосфат и метиллаурат, а в ка- честве добавок к полимерам – трибутилфосфат, трис-(2-этилгексил)- фосфат и дибутилсебацинат. В качестве противонагарных присадок к моторным топливам эффек- тивны фосфорсодержащие соединения, которые реагируют с продуктами сгорания с образованием фосфатов металлов. В качестве ингибиторов кор- розии используются следующие присадки к моторным топливам: жирные и нафтеновые кислоты, их эфиры и соли, которые одновременно улучшают противоизносные свойства. Однако в настоящее время антикоррозионные присадки не нашли применения при производстве отечественных бензинов. Основным методом улучшения защитных свойств реактивных топлив является использование присадок: высокомолекулярных жирных, нафте- новых кислот и их эфиров и др. Жирные кислоты, сложные эфиры и спир- ты с разветвленной молекулярной цепью, используются в качестве депрес- сорных присадок к дизельным топливам. В настоящее время проблема повышения качества российского неф- тяного топлива приобрела большое значение в связи с высокими междуна- родными требованиями к экологическим свойствам топлив. Россия – один из мировых лидеров по добыче нефти и занимает в настоящее время 4-е место по ее переработке, уступая США, Японии и Китаю. Российские нефтеперерабатывающие заводы относятся к числу крупнейших в мире, но по эффективности переработки нефти заметно отстают от современных нефтеперерабатывающих заводов. Так, выход автомобильных бензинов в среднем по группе ведущих заводов не превышает 16 %, дизельного топ- лива – 28 %, в то время как на заводах ЕЭС он составляет 20 и 35 % соот- ветственно. Топлива выпускаются российскими заводами на устаревшем оборудовании в значительно меньших количествах и худшего качества по сравнению с США и странами Европы. В условиях недостатка мощностей вторичных процессов переработки нефти качество российских бензинов и дизельных топлив следует улучшать с помощью пакетов присадок к топли-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=