Университет XXI века: научное измерение 2013г

39 откровенным и все глубоко серьезным» [15; с. 176]. Другими словами, ирония романтиков представляет собой некую форму субъективной сво- боды, преуменьшающей серьезность жизни, от которой мы пытаемся освободиться. Экзистенциальная ирония, другими словами ирония С. Кьеркегора, заключается в нахождении человеком своего положения в окружающем его мире. Данная позиция четко прослеживается в работе Т. Т. Гайдуковой, которая говорит, что данный тип иронии отражается в «свободном опреде- лении индивидом своего места и значения в мире, в определении сувере- нитета личности» [3; с. 116]. Сам же С. Кьеркегор придерживался той точ- ки зрения, что чрезвычайно важно показать, что жизнь невозможна без иронии. Человеческая жизнь, в его понимании, – это беспредметное пере- живание, которое обязательно зайдет в тупик. В своей теории философ стремится выразить именно этот подход. Как отмечает В. М. Пивоев, «Кьеркегор хочет показать истоки отчаяния и «болезни к смерти», коре- нящиеся в «экзистенции». Ирония есть лишь средство обнаружения этого тупика, ибо выход из него за пределами «экзистенции». Ирония это лишь одна из ступенек на пути к Богу» [9; с. 22]. Отмечается, что словесная ирония строится на разнице между тем, что говорится и подразумевается; структурная ирония осознается читателем на основе введения в произведение наивного персонажа, чей взгляд на мир отличается в корне от описываемого; драматическая ирония возникает в том случае, когда читатель знает больше чем персонаж, ее продолжением является трагическая ирония. С космической иронией читатель сталкива- ется в произведениях, в которых в дела персонажа вмешивается Бог, пока- зывается ничтожность героя. Ирония судьбы воплощается в неожиданном повороте событий [16; с. 171]. По мнению Ж. Е. Фомичевой, «в научной литературе отмечается не- обходимость более глубокого и разностороннего изучения явления иронии в художественном тексте» [13; с. 216]. Перспективность такого исследова- ния в лингвистике текста и стилистике декодирования дает возможность выхода на новый уровень анализа – текстовый, который позволяет рас- сматривать иронию в качестве текстовой категории. Изучаемый нами фе- номен рассматривается как концептуальная, содержательная категория ху- дожественного текста, которая создает все условия для того, чтобы автор выразил его эмоционально-оценочные позиции и отношение к изображае- мой действительности имплицитно, и представляет собой совокупность элементов различных уровней, которые вступают в отношения взаимодей- ствия при воплощении иронического смысла [13]. В связи с этим, важно отметить, что ирония, как неотъемлемая часть художественного текста, «относится к эстетическому миру идеальной дей- ствительности <…> главное в произведении – его идея или концепт – реа- лизуется через множественные авторские оценки, которые могут быть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=