Университет XXI века: научное измерение 2013г

38 вида иронии: остроумие, насмешка и издевательство (сарказм) [2; с. 27]. В данном случае мы имеем дело с отрицательным значением, порождае- мым иронией. Вопросы изучения иронии были также затронуты римскими эстетами, такими как Цицерон и Квинтилиан. Именно Квинтилиан стал рассматри- вать иронию как троп. Как заметил современный болгарский ученый, И. Паси, непосредственно Квинтилиан выделил способы выражения иро- нии: «отречь сказанное и показать мыслимое, преодолеть утверждения ис- тинностью убеждения» [7; с. 103]. Важно отметить, что художественные произведения, которые созда- вались античными авторами с оттенком пародийности, напрямую не вы- ражали иронию, т. к. философы рассматриваемого периода, отмечая насмешливый тон того или иного произведения, не соотносили его с поня- тием комического. Примером, иллюстрирующим вышесказанное, является древнегрече- ское произведение «Война мышей и лягушек», созданное в лирическом ключе. Главным здесь считается пародирование героического темы «Илиады», а не взаимоотношение мышей и лягушек [16; с. 33]. Позднее, в контексте развития философской мысли, возникают вопро- сы эстетического характера. Величайший немецкий философ И. Кант «на- делил человека способностью созидания» [4; с. 449]. Данная позиция подра- зумевает под собой тот факт, что человеческому разуму подвластна только область кажущегося, того что он может четко представить. Последователи И. Канта разработали теорию абсолютной способности творчества, где че- ловек-художник (поэт или скульптор) стал рассматриваться в качестве раз- новидности творца, создающего собственный мир. Разрабатывается новая концепция – взаимодействие идеалистической философии и художествен- ного романтизма породило новое видение автора – художника, основанное на переплетении двух отраслей знания – философии и эстетики. Все это обусловило необходимость переоценки ценностей [4; с. 450]. На современном этапе изучения понятия болгарский эстетик И. Сла- вов выделяет три вида его дефиниций: афористичные (образные), лингвис- тические (этимологический поиск особенностей происхождения слова «ирония» в древнегреческом языке) и логико-структурные (прием ритори- ки) [12; с. 304]. Следует отметить, что современные исследователи иронии привнесли новые значения в рассмотрение понятия. Как известно, в настоящее время к упомянутой нами выше Сократической иронии причисляют также следую- щие типы: романтическую, экзистенциальную, словесную, структурную, драматическую, трагическую, космическую и иронию судьбы [16; с. 171]. Романтическая ирония основывается на Сократической иронии, но ее главным принципом, с точки зрения Шлегеля, является тот факт, что «…все должно быть шуткой и все должно быть всерьез, все простодушно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=