Университет XXI века: научное измерение 2013г

37 В работе Софокла под названием «Царь Эдип» начинают прослежи- ваться черты трагической иронии, о которой упоминает Н. Л. Сахарный [11; с. 379]. В данном случае ироническим является сопоставление само- уверенности героя и его прозрения. Ключевой и одной из наиболее известных форм иронического искус- ства в период античности является Сократовская ирония, основной целью которой является улучшение и совершенствование жизни при помощи ис- пользования иронии в качестве средства, которое направлено на воспита- ние человека в целом. Подобного мнения придерживается А. Ф. Лосев: «С виду барахтаясь в психологии, среди этих бесконечных изгибов чело- веческой души, даже как будто малозначащих, повседневных и житейских предметов, Сократ всегда имел в виду весьма большие и далеко идущие цели человеческой жизни, так что его ирония медленно, но верно перевос- питывала людей уже на новый лад…» [5; с. 78]. Следовательно, для Сократа ирония имеет воспитательный характер. Величайший древнегреческий философ использует данное понятие в эти- ческих целях для того, чтобы вызвать у человека стремление к духовным ценностям. Необходимо также отметить и важный прием, который был использо- ван Сократом в его искусстве, – это так называемая «ироническая майев- тика», т. е. в процессе беседы философ «принимал обличие простака», что- бы научиться чему-нибудь у своих собеседников, но в рамках разговора, меняя позицию, он «загонял их в тупик» [9]. На смену Сократу пришел его ученик, Платон. Древнегреческий фи- лософ провел детальный анализ работ своего наставника и, основываясь на полученных знаниях и опыте, интерпретировал иронию немного в ином ракурсе. В диалогах Платона ирония ставит под сомнение старые, «из- жившие себя идеалы», на смену которых приходит что-то новое [10]. Дан- ный подход к рассмотрению понятия нашел свое отражение и в более поздних исследовательских работах, посвященных изучению иронии в эс- тетике и литературоведении, таких отечественных исследователей как: В. М. Пивоев и Л. И. Болдина. Как отмечает В. М. Пивоев: «Ирония под- вергает сомнению отжившие свой век идеалы и таким образом способству- ет становлению новых, еще неясных, смутно предчувствуемых» [8; с. 16]. В свою очередь Л. И. Болдина утверждает, что ирония обладает своеобраз- ной диалектикой отрицания: мнимо утверждая отжившие духовные ценно- сти, в действительности разоблачает их пустоту и ничтожность [2; с. 3–4]. Изучаемое в настоящей работе понятие нашло свое отражение и рас- смотрение в трудах Аристотеля. По его мнению, ирония – это оружие, ко- торое должны использовать ораторы в своем искусстве, т. к. именно она указывает на величие души [1]. В античности возникает понятие риторической иронии, которое было введено Анаксименом Лампсакским. Древнегреческий ритор выделял три

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=