Университет XXI века: научное измерение 2013г

34 1) только 3 (1) смогли выбрать верные критерии для характеристики исторической личности; 2) 18 (15) учеников смогли достаточно полно охарактеризовать дея- тельность личности, но при этом упустили из виду особенности характера человека, не смогли дать оценку; 3) 7 (11) ученикам не удалось выполнить задание, так как они не смогли выделить критерии характеристики. Таким образом, констатирующий этап эксперимента и в гимназии № 11, и в школе № 24 выявил средний уровень сформированности знаний об исторической личности, но при этом слабые навыки в определении кри- териев характеристики и оценки исторических деятелей. Согласно выявленным недостаткам, проблемам в обучении была вы- работана экспериментальная модель, на основе которой осуществлялся формирующий этап эксперимента, отобраны соответствующие методы, приемы и средства обучения, позволяющие повысить эффективность рабо- ты по формированию знаний школьников об исторической личности. Суть разработанной модели состоит в согласовании информационного и тре- нингового блоков, т. е. соответствии учебного содержания и способ дейст- вия учителя на уроке ряду принципов: 1) учет содержательных характери- стик знаний (контекст истории, связь личности с окружением, морально- психологические аспекты характеристики исторического деятеля, показ личности как субъекта истории); 2) Включение в деятельность учителя разнообразных приемов работы (эмоциональное образное изложение, пер- сонификация, применение контрастных характеристик, предельная кон- кретизация). Были отобраны и активно применялись в работе и другие приемы и средства, позволяющие повысить эффективность усвоения школьниками информации: разновидности рассказа, включение отзывов и воспоминаний современников, высказывания самой исторической лич- ности, выражающие основные черты ее характера, наглядные средства и др. Особую роль в формировании знаний об исторической личности сыг- рала разработанная памятка «Характеристика исторического деятеля», ко- торую получал каждый ученик экспериментального класса (в гимназии № 11 она составлялась совместно с детьми, в школе № 24 апробировался готовый вариант) и при подготовке задания использовал ее. Значитель- ную часть занимала самостоятельная работа пятиклассников над характе- ристикой исторической личности. Для эффективной организации само- стоятельной работы учеников использовались письменные рекомендации по выполнению конкретных заданий для учеников; подробный разбор дос- тоинств и недостатков работ учащихся; заслушивание лучших работ по ха- рактеристике исторических личностей на уроке, их анализ и самоанализ, взаимное рецензирование. Итоговый срез знаний и умений (контрольный этап эксперимента) по- казал эффективность реализованной модели в экспериментальном классе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=