Университет XXI века: научное измерение 2013г
33 события происходили в это время); 2) выявление личностных качеств, ко- торые сыграли важную роль при принятии тех или иных решений; 3) уме- ние давать оценку исторической личности, выражать свое отношение к его деятельности. Критериями и показателями правильности и полноты знаний школь- ников по вопросу характеристики исторической личности явились: 1) ис- торическая обстановка (когда жил человек, в какой семье родился, как был воспитан, какие исторические события происходили в это время); 2) опи- сание внешности исторического деятеля; 3) важные и яркие личностные качества, жизненные принципы, идеалы; 4) основные факты деятельности личности (что сделал); 5) оценка деятельности (выразить свое отношение к исторической личности). Реализация разработанной модели была проведена в течение 5 недель активной педагогической практики на основе курса «История древнего мира» в классе. Учащиеся, обучающиеся в классах выбранных для экспе- римента, считались достаточно сильными в своей параллели, в них высо- кий уровень обученности и обучаемости (следовательно, изучение мате- риала можно проводить высоком темпе). Дети интересуются историей и готовы воспринимать информацию, предлагаемую учителем. Если рабо- та вызывает интерес, результаты довольно высокие. Пятиклассники ува- жительно и с симпатией относятся к учителю истории. Родители проявля- ют высокий интерес к учебной работе детей, стремятся к сотрудничеству. Некоторые из них (МОУ-гимназия № 11) имеют историческое образование. Структурно-функциональный анализ исторического материала (Вига- син А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 класс. М.: Просвещение, 2009; 2013) показал, что исторические личности рас- сматриваются авторами учебника с точки зрения их деятельности. Харак- теризуя личность, авторы стремятся объективно оценить ее поступки, осо- бое внимание уделяя их нравственной стороне. Авторская точка зрения не навязывается в готовом виде, основная цель – заставить ученика задумать- ся, сделать сознательный выбор, определить самому свою позицию. Особенности учебно-воспитательного процесса и в гимназии № 11, и в школе № 24 способствуют проведению эксперимента в силу реализа- ции гуманизации исторического образования. Эксперимент включал 3 этапа. На начальном (констатирующем) этапе была проведена диагностика умений учащихся по вопросам характеристи- ки и оценки исторических деятелей. Учащиеся в течение одной недели вы- полняли задание: написать характеристику любого исторического деятеля, принявшего участие в Греко-персидских войнах, в соответствии с выбран- ными самостоятельно критериями. Констатирующий эксперимент, направ- ленный на выявление уровня знаний учащихся об исторических личностях и сформированности представления о критериях оценки деятельности по- казал: из 28 человек (гимназия № 11) и 27 человек (школа № 24):
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=