Университет XXI века: научное измерение 2013г

32 тиях настоящего. В ГОС проблема изучения человека и его роли в истории поставлена одной из важнейших среди сквозных содержательных линий школьных курсов, что «предлагает повышенное внимание к личности, рас- крытие идеи самоценности человека как субъекта социального развития». Изучение истории школьниками способствует самоопределению их как личностей, пониманию ими своего места в обществе, своих «исторических корней». Изучая исторические личности, учащиеся имеют возможность выбрать какие-то конкретные качества для себя. Работа над хаактеристи- кой исторической личности в обучении истории непосредственно связана с выработкой ценностных ориентаций молодого поколения. В школьной практике проблема формирования знаний школьников об исторической личности остро стоит перед учителями истории и заставляет их искать подходы к ее решению. Однако, в практике преподавания явно не доста- точно уделяется внимания характеристикам исторических деятелей, не ве- дется систематическая целенаправленная работа по формированию у уча- щихся знаний об исторических личностях; учителя истории затрудняются в выборе приемов и средств, которые были бы более эффективными для решения этой проблемы; у учащихся не формируется собственное сужде- ние о тй или иной личности, а также о ее роли в истории. На основе изучения и анализа философской, исторической, психоло- го-педагогической литературы была поставлена задача выработки модели формирования знаний школьников об исторической личности, экспери- ментальной апробации ее, исходя из гипотезы, что знания об исторических личностях будут усваиваться учащимися более глубоко, если: 1) формиро- вание знаний школьников будет осуществляться поэтапно: «от внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, далее – к пониманию психологического состояния человека на момент принятия ответственного решения, наконец – к целостной характе- ристике»; 2) при отборе содержания ведущей будет являться идея единства раскрытия личности как объекта, так и субъекта истории, формируя суж- дения о поступках исторического деятеля, ученик получает право на субъ- ективизм и пристрастность. Опытно-экспериментальная проверка выработанной модели формиро- вания знаний школьников об исторической личности проводилась в 5 классе МОУ-гимназия № 11 в 2009–2010 гг. и МБОУСОШ № 24 в 2013 го- ду. Задача исследования: на основе выработанной модели выявить условия личностного развития учащихся при формировании знаний школьников об исторической личности и опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность. В пятом классе работа по формированию знаний об исто- рической личности только начинается, поэтому, учитывая возрастные осо- бенности и особенности содержания курса истории, начать с выработки следующих умений: 1) умение составлять биографическую справку (когда жил человек, в какой семье родился, как был воспитан, какие исторические

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=