Университет XXI века: научное измерение 2013г

27 ностью собой и стремлением к творческим проявлениям, подчеркивающим исключительность [7]. Современная теория мотивации, которая успешно объясняет мотива- ционные тенденции, – это теория самоопределения. Самоопределение – это свободный личностный выбор своего поведения без внешнего давле- ния. Каждый индивид стремится быть мотивированным и управлять своим поведением, выбирая, поступить сообразно своим представлениям, или действовать в результате давления со стороны внешних факторов. По этой теории регуляция поведения может принимать много форм, которые не- прерывны в самоопределении. Эта непрерывность отражает уровень выбо- ра и свободы в поведении [1, 2, 6, 11]. Разные типы мотивации – внутрен- няя, внешняя и амотивация – ведут к важным родственным, аффективным и поведенческим переменам [1; с. 2]. Отсюда следует вывод, что мотивация в обучении важная предпосыл- ка успешной профессиональной реализации студентов, в том числе и сту- дентов, обучающихся по специальности «Зубной техник». Это означает, что для каждого преподавателя важно не только считать первоначальной мотивацией студентов мотивацию на обучение и приобретение профес- сиональной компетентности, но и периодически проверять ее состояние [3; с. 149]. Именно это обстоятельство направило наш исследовательский инте- рес на идентификацию особеностей академичной мотивации студентов зу- ботехников. Цель нашего исследования – вскрыть особенности академичной мотивации студентов-зуботехников, обучающихся в Медицинском кол- ледже Варны, по полу и курсу обучения, на котором они находятся (курс обучения). Основной обьект нашего исследования – 39 студентов-зуботехни- ков (100 %, обучающихся в 2010/2011 учебном году), в возрасте 19–36 лет. Распределение по полу и курсу, на котором они обучаются, представлено в таблице 1. Для гарантии достоверности полученных нами результатов использо- вали Шкалу измерения академичной мотивации (Academic motivation skale: College version. Robert J. Vallerand, Luc G. Pelletier, et all, 1992) [12]. В целях изучения и будущего использования шкала преобразована с семибалльной шкалы ликертового типа (от 1 до 7) в пятибалльную шкалу ликертового типа (от 1 до 5). По данным таблицы 1 видно, что распределение по полу почти одина- ковое. Это объясняется квотным приемом студентов для обучения по спе- циальностям. По отношению другого признака (курса обучения) констати- ровали неравномерное распределение, которое зависит от требований Министерства образования молодежи и науки и Министерства здраво- охранения в связи с приемом студентов по специальностям.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=