Университет XXI века: научное измерение 2013г

26 М. А. Варнева, М. Грудева АКАДЕМИЧНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЗУБНОЙ ТЕХНИК» В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ВАРНЫ Мотивация – это сложный психологический процесс, который акти- вирует (заряжает энергией), направляет (руководит, управляет) и регу- лирует поведение личности. Ее сложность обусловлена не только со- держательным аспектом, но и многочисленными факторами, которые определяют ее или воздействуют дополнительно. Часто она принимается как основная необходимость для успешного выполнения какой-то одной человеческой деятельности. Много авторов определяют ее как движущую силу, которая стоит за всеми действиями индивида и оказывает влияние на его успех или провал [1, 2, 4]. В научной литературе существует многообразие видов и классифика- ций мотиваций. Один из самых первых исследователей – В. Мак-Дугл, ко- торый еще в 1932 г. указал на 20 категорий мотиваций [8]. Позже появля- ется классификация Г. Мюрри, которая используется до сих пор. Автор разделяет мотивацию на биологическую и психическую, отождествляя ее с потребностями [9]. Некоторые из мотиваций, включенных в классифика- ции Г. Мюрри, ставятся предметом специальных изучений таких ученых, как Д. Мак-Клилланд, Дж. Аткинсон, Н. Фейзер и др. [5; с. 8]. Здесь следу- ет отметить, что сравнительно большую популярность получает классифи- кация мотиваций, предложенная А. Маслоу. Он утверждает, что потребно- стей и мотиваций так много и они так переплетаются между собой, что трудно их отличить. Это обстоятельство требует от автора разработки пи- рамидальной модели основных человеческих потребностей. Как первич- ные в моделе изложены физиологические потребности. После них, на вто- ром уровне, – потребности безопасности, обусловленные инстинктом самосохранения и страхом собственного существования, которые стиму- лируют мотивации желания безопасности, стабильности, защиты. Сле- дующая ступень потребностей принадлежит любви, продиктованная жела- нием принадлежности к конкретной человеческой группе, в потребности привязаности. Здесь следует подчеркнуть, что потребности на этом уровне делятся на две категории. Первая категория включает в себя желание со- вершенствования как условия, обеспечивающего уважение и проявляюще- гося в желании иметь силу и волю, желание достижения целей, компетент- ности и мастерства. Вторая категория – потребность в уважении – пробуждает желание общественного признания, то есть желание престижа, статуса, славы и значимости, положительной оценки. Как высшей среди человеческих потребностей А. Маслоу считает потребность в самообнов- лении, проявляющейся в желании создавать, творить, совершенствоваться. Потребность в совершенствовании связана с постоянной неудовлетворен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=