Университет XXI века: научное измерение 2013г

24 вать студентов, чья интернальность находилась ниже пределов среднего уровня, на повышение активности в развития профессионально значимых качеств личности. Особый интерес здесь представляли данные об экстер- нальности по шкалам в области достижений (36 % выборки), неудач (30 %) и производственных отношений (43 %). Данные о степени развития интернальности были соотнесены с ре- зультатами проведения на той же выборке теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (модификация М. Ш. Могамед- Эминова). Общий вывод позволил нам увидеть необходимость повышения психологической культуры студентов личности второго курса в плане рефлексии профессионально значимых качеств личности. Около 60 % выборки оказались в той или иной степени дезориенти- рованы в вопросах профессионального выбора и профессиональной на- правленности (данные опросник Дж. Голланда и ДДО Е. А. Климова). Например, сочетание у студента артистического типа личности с направ- ленностью на профессии типа «человек – знаковая система» значительно менее объяснимо, чем с «человек – художественный образ». Пересечение этой части диагностируемых с респондентами, показавшими низкий уро- вень интернальности и мотивации достижений 73 %. Данные позволили говорить о необходимости развития мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза как основной составляющей его субъектности. В рамках преподавания дисциплины элективного модульного блока «Типология личности» это по- требовало постановки и решения следующих задач: – разбор и анализ основных взглядов на проблему построения типоло- гии личности; – освоение учащимися некоторых практических методов определения и исследования типовых черт (качеств) личности. Лекционный материал по дисциплине был выдан в форме просвети- тельских выступлений. В частности были применены такие методы акти- вации деятельности обучающихся как лекция-беседа, лекция с интенсив- ной обратной связью, лекция с разбором микроситуаций. С содержанием материала можно ознакомиться в системе «Moodle». Для изучения проблемы становления профессиональной направленно- сти студентов были использованы следующие психодиагностические методики: «Карта интересов А. Е. Голомштока»; «Опросник определения социо- нического типа личности». канд. психол. н. А. Б. Ваньков [2], «Поэтапный тест (составлен И. Вайсбанд)», «Профессиональная ориентация типов (В. В. Гуленко). Цифровой тест (составители В. Мегедь и А. Овчаров)», «Тест – опросник Дж. Голланда», «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова, «Опросник акцентуаций характера» Х. Шмишека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=