Университет XXI века: научное измерение 2013г

23 Вопросы профориентационной работы рассматривались также и оте- чественными учеными – Л. И. Божович, В. А. Янчуком, Е. А. Климовым, Т. В. Кудрявцевым, Б. Ф. Ломовым, А. К. Марковой, К. К. Платоновым, Н. С. Пряжниковым, М. В. Ретивых, С. Н. Чистяковой и др. Специфика профессионального самоопределения студента заключает- ся в том, что для его успешного, субъектного становления необходимо наличие у будущего педагога рефлексии собственных профессионально важных личностных качеств. Большое значение для успешности профес- сионального самоопределения имеет его способность рефлексировать гра- ницы возможностей самореализации, изменять их в реальном действии или в мысленном плане и переживать чувство успеха. Будучи свободным субъектом, студент самостоятельно вносит коррек- тивы в учебно-профессиональную деятельность, изменяет ее обстоятельства и самого себя, исходя из тех мотивов, целей и средств деятельности, в вы- боре которых он самостоятелен и суверенен. Человек воспринимает себя как причину происходящего. Он является генератором мотивов, целей, сти- ля поведения и средств деятельности и одновременно ответственен за при- нятые решения [2, 3]. Возможность выбора студентом конкретного пути профессионального становления тесно соотносится с особенностями его мотивации учебно- профессиональной деятельности. Это создает предпосылку для возникно- вения ответственности, которая является производным от позиции лично- сти, т. к. обусловлена мотивами, потребностями, целями личности. Для развития мотивации учебно-профессиональной деятельности та- кая организация деятельности студентов, которая бы помогла определить- ся между требованиями предпочитаемой профессиональной деятельности и ее личностным смыслом для человека. Одним из наиболее значимых психологических особенностей, влияющих на развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов можно назвать характерологические особенности личности и умение соотносить их с профессиограммой. Мы осуществили подбор и реализацию комплекса психодиагностиче- ских методик, направленных на определение мотивов выбора профессии и профессиональную направленность личности студентов. При формиро- вании диагностической батареи и подходов дальнейшего консультирова- ния основное внимание уделялось проблеме наличия и развития рефлек- сивных компонентов субъектности студента. Выборку исследования составили студенты вторых курсов ряда фа- культетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого в общем количестве 70 человек, вы- бравшие в рамках учебного плана дисциплину элективного модульного блока «Типология личности». В частности, результаты проведенной нами диагностики по методике УСК (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд) позволили ориентиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=