Университет XXI века: научное измерение 2013г

224 создания личного образа и стиля. В данном случае имидж рассматривается как обязательная составляющая современной цивилизации, функциони- рующая в разных сферах коммуникации. Являясь наиболее активным средством воздействия на слушателя, имидж представляет собой картинку, отображающую в глазах избирателей самого политика. Так, Никсон никак не мог отойти от имиджа неудачника среди американских избирателей, а Кеннеди, напротив, обладал такой ха- ризмой, что ему прощалось многое. [1] Чаще всего понятие имиджа связано с внешним сформированным об- разом оратора, с его мимикой, жестами, внешним обаянием, однако важной чертой имиджа политика является способность убеждать. Чтобы преуспеть в воздействии на людей, необходимо использовать такой стимулятор фор- мирования имиджа, как речь. Если лидер воспринимается как «свой» и об- суждает проблемы, близкие его потенциальной аудитории, у него появля- ется возможность рассчитывать на поддержку электората. Чтобы стать «своим», лидеру следует говорить на языке той социальной группы, с ко- торой он общается. Политические лидеры, стремясь добиться успеха у избирателей, не- редко используют своего рода «речевые маски», выходя на трибуну, ора- тор выбирает себе образ. Этот образ обладает такими важными свойствами как вариативность и динамичность. Вариативность заключается в том, что образ оратора существует и в сознании самого оратора, и в сознании его слушателя. Динамичность состоит в том, что оба эти представления разви- ваются во времени 1 . Имидж политика складывается из таких языковых средств, которые способны поддерживать внимание и интерес и реализуют такие наиболее важные качества как выразительность и эмоциональность. В речах опыт- ных ораторов можно проследить использование эмоционально-оценочной лексики (пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты, сравнения), разговор- но-сниженной лексики, а также специальных приемов, вносящих элементы художественности в публичное слово: тропы (метафора, метонимия), ри- торические фигуры (риторический вопрос, синтаксический параллелизм), фразеологизмы. В Американской публичной риторике первое место до сих пор остает- ся за Авраамом Линкольном. Речь его проста, слова преимущественно со- стоят из одного-двух слогов, предложения неосложнены. Многочисленные повторы и параллельные конструкции позволяют передать весь эмоцио- нальный настрой говорящего – его речь искренна и убедительна. 1 Дарьина Е. В. Лингво-риторическое описание языковой личности на примере публичных выступлений Петена и де Голля во время Второй мировой войны: авторе- ферат дис. ... кандидата филологических наук - Москва, 2008.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=