Университет XXI века: научное измерение 2013г
222 вание световых картин в школе можно использовать как «средство для лучшего запоминания общеполезных сведений для крестьян», а также от- мечается, что для того, чтобы «грамотность упрочивалась на всю жизнь питомцев необходимо дать возможность воспитанникам школ и по окон- чании школы продолжать чтение, а следовательно и самообразование, необходимо устраивать школьные библиотеки, библиотеки-читальни, книжные склады, воскресные школы [4, с. 19]. Материалы, имеющиеся в нашем распоряжении, позволяют отметить, что наибольшее развитие чтения в 90-е гг. XIX в. получили в Богородицком, Каширском, Ефремов- ском уездах Тульской губернии. Тематика чтений была достаточно раз- нообразной: «житийные» чтения; путешествия по святым местам и рус- ским монастырям; чтения по географии и естествознанию; русские путешественники и путешествия, общепозновательные чтения и т. д. В чтениях принимали участие иногда до 250 человек. В губерниях и уез- дах чтениями отмечались юбилеи писателей, в том числе С. Л. Надсона, А. Н. Островского, Н. Н. Никитина, юбилей исторических событий, на- пример, юбилей войны 1812 года. На весь период обучения в разных населенных пунктах избиралась разная тематика. Например, в 1909–1920 учебном году в с. Бутырки Епи- фанского уезда рассматривались вопросы истории Руси, в с. Троицкое того же уезда – чтения по Новому Завету, в г. Епифань, по инициативе госпожи Князевой проходили чтения светского характера в том числе «Восхожде- ние на Шпицберген» с использованием 5 картин природы северного края. Отмечается, что всегда чтения заканчивались заинтересованным обсужде- нием, причем, чтения по Святому писанию чаще всего дополняли старики, по истории России – школьники. Интересны были и чтения на общеобра- зовательные темы: «О чае», «О грозе», «Каменный уголь», «О землетрясе- ниях и горах огнедышащих», «Пить до дна – не видать добра!» и т. п. В Туле существовали формы коллективного абонемента – дворянское соб- рание, гимназии, тульское региональное училище, детские приюты, приход- ские училища, частные школы. Например, в 1909 году при 83 училищах ведомства народного просвещения, в частных комитетах попечительства о народной трезвости в Епифанском уезде Тульской губернии было прове- дено 396 чтений [5, с. 20]. Число посещений чтений со световыми карти- нами в 1909–1910 гг. в Алексинском и Белевском уездах насчитывает – 9995 человек взрослых, 15048 человек детей. Однако, в «Отчете» о деятельности организации чтений за 1907 год отмечалось, что попытка выдать абонентам статистические листки успехом не увенчалось, так как в школах их просто не заполняли. Проводили чтения в основном священнослужители и учителя местных школ. Начало чтений совпадало с зимним временем, например, в с. Бобрики Епифанского уезда в 1896/97 учебном году «...читают учителя каждый воскресный день до Пасхи, в 5 часов вечера ... слушатели от 50 до 200 человек ... преимущественно крестьянские дети ... есть взрослые ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=