Университет XXI века: научное измерение 2013г

220 ных заведений. Комиссия приняла решение о создании народных чтений с целью отвлечения народа от разгула и пьянства. Первоначально чтения проводились в музее Главного управления военно-учебных заведений с серьезными ограничениями (читать по заранее утвержденному тексту, ни в кое случае не говорить, а только читать без отступлений и дополне- ний, не позволять устраивать такие чтения каким-либо обществам или ча- стным лицам). Затем, в 1876 году, были опубликованы «Правила для уст- ройства народных чтений в губернских городах», и только в 1894 году были разрешены чтения в селениях и уездных городах, но и в этих доку- ментах особо обговаривалось, что на фабриках, промышленных заведени- ях чтения происходить не могут. Успех дела затрудняло множество согласований для устройства чте- ний, что вполне объяснимо для России, ведь это был первый опыт общест- венных чтений. Первоначальные требования к системе устройства чтений были следующими: 1) точные указания, кто именно предполагает устроить чтения (обяза- тельное одобрение личности устроителя местным административным и духовным начальством); 2) обязательное разрешение со стороны министра народного просве- щения, министра внутренних дел, обер-прокурора Святейшего Синода; 3) обязательное удостоверение благонадежности лиц, проводивших чтения, а также на местах непосредственное наблюдение за чтениями воз- лагалось на представителей духовного или учебного ведомства [2, с. 156]. На полное выполнение этих требований могли уйти годы, но «Прави- ла» 1888 года ситуацию несколько упростили: с этого момента организо- вывать чтения мог приходской священник с ведома ближайшего духовного начальства в помещении храма или школы. На этом этапе развития чтения в большинстве случаев носили религиозно-нравственный характер. Эти же «Правила» поощряли присутствие на этих чтениях, если они проводились для школьников, их родителей, а также указывалось, что чтения могут уст- раиваться обществами трезвости, как способ нравственного воздействия на рабочих. С 1894 года правила устройства народных чтений стали согласо- вываться с уставами «Попечительств о народной трезвости». Цель этих попечительств – предоставить взрослому населению возможность прово- дить свободное время вне питейных заведений. К началу 90-х годов чтения могли устраивать постоянные комиссии, общества народного образования, общества трезвости, благотворительные общества, общества врачей, на- родные училища. Первоначально материальными источниками для организации народ- ных чтений были: частные пожертвования, взносы членов комиссий, сбо- ры с посетителей (от 2-х до 40 копеек), а иногда и ассигнования со сторо- ны городов и земских собраний. Например, в 1896–1897 гг. в Тульской губернии ни губерния, ни уездные земства самостоятельных чтений не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=