Университет XXI века: научное измерение 2013г
219 10. Могаричев, Ю. М. Жития епископов Херсонских в контексте исто- рии Херсонеса Таврического / Ю. М. Могаричев, А. В. Сазанов, Т. Э. Сарг- сян, С. Б. Сорочан, А. К. Шапошников. – Харьков: Антиква, 2012. 11. Романчук, А. И. Несколько надписей на средневековой керамике Херсонеса / А. И. Романчук, Э. И. Соломоник // Византийский временник. – М.: Наука, 1987. – Вып. 48. – С. 95–100. 12. Цукерман, К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке / К. Цукер- ман; Под ред. А. И. Айбабина // Материалы по археологии, истории и эт- нографии Таврии. – Симферополь: Таврия, 1994. – Вып. IV. – С. 545–561. 13. Щукин, М. Б. Готский путь (готы, Рим и черняховская культура) / М. Б. Щукин. – СПб., 2005. 14. Ярцев, С. В. Херсонес и Боспор в эпоху Константина Великого / С. В. Ярцев; Под ред. М. Г. Абрамзона // Проблемы истории, филологии, культуры. – М.; Магнитогорск; Новосибирск: ЗАО МДП, 2013. – № 1. – С. 27–43. Е. И. Королева НАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (КОНЕЦ ХIХ – НАЧАЛО ХХ в.) Отмена крепостного права в России и последовавшая за этим серия реформ, в том числе и реформа образования, дали импульс совершенство- ванию внешкольного образования. Развитие страны в конце XIX в. требо- вало распространения в обществе общеобразовательных, прикладных, профессиональных знаний среди полных социальных групп населения. Одним из общедоступных источников получения этих знаний стояла система народных публичных чтений. Нужно отметить, что в России с ус- пехом использовался опыт европейских государств. В Германии, например, к концу XIX века существовало более 800 местных отделений, насчиты- вающих 160 000 членов. В последствии на основе этого движения сложи- лась европейская система публичных чтений, ежегодно странствующими лекторами читалось до 10 000 лекций [1, с. 595]. Российская интеллигенция, поддерживающая народные чтения считала, что эта система поможет рас- пространению университетского образования в стране. Основой для воз- никновения народных чтений в России стал Закон 1863 года, по которому право разрешать лекции и чтения было предоставлено попечителям учеб- ных заведений по согласованию с руководителями губерний. В 1871 году после доклада санкт-петербургского обер-полицмейстера, генерал-адъютанта Ф. Ф. Трепова была создана особая комиссия из мини- стра внутренних дел, военного министра, министра народного просвеще- ния, главного начальника III отделения, главного начальника военно-учеб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=