Университет XXI века: научное измерение 2013г
216 Известно, что почти все сведения из указанных житий, относятся к более позднему времени. Константин Багрянородный ничего не знает о епископах-мучениках, взятых, как сейчас представляется, из испанской церковной традиции [10, с. 339, 359–364]. В пользу позднего происхожде- ния данного источника также свидетельствуют и ряд других фактов. Из них назовем такие, как упоминание в тексте Иерусалимской церкви, получившей статус патриархата только в V в. [9, с. 168–169], необычное имя епископа Эферия, отождествляемого с одноименным участником II-го Вселенского собора (381 г.) [10, с. 364], и даже сообщение о присутствии в Херсоне «преданных баллистариев», которые, судя по источникам, поя- вились в городе только в конце IV – первой половине V в. [12, с. 545–561]. Правда, в последнем случае не совсем ясно, насколько обосновано отождествление упомянутых в херсонском повествовании баллистариев с римским отрядом, особенно когда римскими надписями пытаются обосно- вать дату появления этого специфического гарнизона в городе [4, с. 130–140]. Как следует из текста, такое ополчение не имело никакого отношения к ре- гулярным имперским войскам, более являясь городской милицией, наби- равшейся из местных жителей. Вот почему данное подразделение, как и сам Херсонес, не упомянуты в Notitia Dignitatum, хотя в этом документе пере- числены и менее значимые пункты, в которых размещались римские войска. И это притом, что Notitia Dignitatum был создан в конце IV – начале V в., когда отряд баллистариев в Херсонесе уже, безусловно, существовал [5, с. 513–516]. Следовательно, единственным аргументом для доказательства существования баллистариев в Херсонесе при Константине остается факт отсутствия здесь в это время римских войск (эпиграфические источники, свидетельствующие о римских войсках в Херсонесе, обрываются на полсто- летия, с начала IV в. до 370-х гг.) [12, с. 558], что и подтверждает выше- названный документ. Именно отсутствие возможности держать в Крыму по- стоянный воинский контингент стало причиной решения Константина обеспечить безопасность союзного города с опорой на местное ополчение. Однако сомнительно, чтобы такой отряд мог в одиночку без римлян, даже с помощью союзных варваров, восстановить контроль над вышедши- ми из подчинения близлежащими территориями. Почти никто из ученых, принявших версию о позднем характере событий, отраженных в «Житиях святых епископов Херсонских», не смог объяснить устойчивую связь име- ни Константина, в подавляющем большинстве редакций этого источника, с появлением римской когорты в Херсонесе. Мнение К. Цукермана, что имя этого императора появилось в тексте с целью возвышения Херсона [12, с. 546], не убедительно. Гораздо правдоподобнее выглядит гипотеза Ю. М. Могаричева, который предположил, что в древнейшем Житии изна- чально все же значился Константин, но образованные составители синак- сарных текстов, понимая этот нонсенс (Константин, о чем неоднократно упоминалось в историографии, несомненно, не мог отправлять военный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=