Университет XXI века: научное измерение 2013г

213 Таким образом, современное мировоззрение оказывается насквозь прони- зано эсхатологией, понимание которой вышло за рамки мифологического и религиозно-философского представлений о конечных судьбах мира и че- ловечества и приобрело универсальный характер в результате трансфор- мации в общемировоззренческий элемент человеческого сознания. Пронизанность эсхатологией мировоззрения современного человека имеет психологические корни. На это в свое время обращал внимание русский философ С. Н. Трубецкой, подчеркивая наличие эсхатологиче- ских представлений в мировоззрении человека, их повсеместное распро- странение и обусловленность «глубокими психологическими корнями» [5], уходящими в древние времена. Например, одним из первых источни- ков представлений о конечности бытия является факт индивидуальной смерти человека. Эмоционально переживаемый соплеменниками, он пу- гал своей необратимостью и неизвестностью, вселяя ужас в силу своего резкого выхода за пределы повседневной жизни. Наблюдения за смертью стимулировали размышления первобытного человека о конечности суще- ствования, о различных мирах, о возможности «перехода» из одного мира в другой. В дальнейшем наряду с размышлениями о конечности сущест- вования единичной человеческой личности возникает вопрос и о конеч- ной судьбе всего мира и человечества (например, в зороастризме, иуда- изме, христианстве, исламе). Эсхатологическое мировоззрение формируется и развивается в обще- стве на протяжении всей истории существования человечества. Особо ши- рокое развитие оно получает во времена социальных, экономических и по- литических кризисов, военных конфликтов и т. д. (например, Иудея – I в. н. э., Германия – XV–XVI вв., Англия – XVI–XVII вв., Россия – конец XIX – начало XX в., и т. д.). Это позволяет сделать вывод о том, что фор- мированию эсхатологического мировоззрения способствует чувство кри- зисности, непрочности бытия человека и общества. Отечественная иссле- довательница М. В. Ахметова замечает: «Отнесение актуальной кризисной ситуации к «последним временам» является одним из способов ее объяс- нения. Поместить события современности в эсхатологический контекст – значит наделить их смыслом и найти объяснение злу и несправедливости, царящим в мире. Так появляется возможность психологического преодо- ления ужаса настоящего времени» [1, с. 35]. Среди психологических аспектов, формирующих современное эсха- тологическое мировоззрение, врач-психиатр, д.м.н., профессор ПСТГУ В. Г. Каледа выделяет нарастание тревоги и неопределенного ощущения реальности глобальной катастрофы. Эти процессы наглядно протекали на фоне ожиданий 2012 года, на который был запланирован «очередной» ко- нец света. Большое количество человек по всему миру обсуждали на все- возможных сайтах проблему возможного наступления глобальной катаст- рофы и способы выживания в случае ее наступления. Не случайно идея

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=