Университет XXI века: научное измерение 2013г
21 шой; у нас нет принципов, эти оковы – для людей» [2]. Повесть завершает- ся тем, что Сорок четвертый, отвергнув и развенчав моральные верования своего приятеля-наборщика, доказывает ему, что весь мир – не более чем иллюзия, а жизнь – лишь абсурдная выдумка и не существует ничего, кро- ме пустоты, в которой затерян человек. «Вскоре ты останешься один в бес- конечном пространстве и будешь вечно бродить в одиночестве по без- брежным просторам, без друга, без близкой души, ибо ты – мысль, единственная реальность – мысль, неразрушимая, неугасимая. А я, твой покорный слуга, лишь открыл тебе тайну бытия и дал волю. Да приснятся тебе другие сны, лучше прежних!…» [2]. Объявив весь мир призрачным, а человека – лишь продуктом «мыс- ли», исходящей от всевышнего, который подавил в зародыше всякую волю людей к независимому духовному развитию, герой последней повести Твена в заостренной форме передает ощущение тупика, сделавшегося за- кономерным итогом столетий, прошедших под знаком господства ложного миропонимания и ложной этической доктрины. Философский мотив, воз- никший в «Таинственном незнакомце», откликнется во многих произведе- ниях, созданных после Твена и выразивших ту же идею порабощенности сознания стереотипами этического мышления и верованиями, уже и опо- средованно не отражающими реальную действительность. Становясь мертвым грузом, такие верования превращают жизнь в какое-то призрач- ное царство, где человек не находит никаких надежных ориентиров [3]. Чтобы отнести определенное произведение к жанру антиутопии, не- обходимо выявить в нем несколько специфических черт, которые присущи данному жанру. Перечень этих черт весьма велик, но при анализе фило- софской притчи «Таинственный незнакомец» Марка Твена мы останови- лись лишь на некоторых из них. К таковым относятся: наличие структуры власти, претендующей на звание идеальной системы, утопического строя; жесткая регламентация жизни и быта человека и строгая ритуализация жизни, что ведет к ограничению свободы личности, к сужению ее возмож- ностей в сфере умственного и духовного развития; наличие героя, являю- щегося частью изображенного автором мира, но с течением времени начи- нающего мыслить и бунтовать; разрушение конкретно-исторических границ, построение мира произведения на основе бесконечности и вечно- сти; использование фантастики, аллегории и символов в качестве основ- ных художественных приемов. Каждая антиутопия проецирует в возможное будущее явления про- шлого или настоящего дня, доводя их до логического конца. Последняя книга Твена показывает, что, если все будет развиваться по существую- щим законам, человечество не может питать «ни малейшей надежды на светлое будущее», но, тем не менее, устами Сорок четвертого он желает нам «видеть более счастливые сны».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=