Университет XXI века: научное измерение 2013г
199 ванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой сторо- ны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогиче- ское самосознание – ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании. Между простым педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными прин- ципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по- новому эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором. Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выра- жаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициа- тив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педаго- гических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования. Педагогические инновации – это такие актуально значимые и систем- но самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разно- образных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на общее развитие. Развитие инновационного процесса в образовании предполагает: ▪ создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом сообществе к инициативам и новшествам; ▪ создание социокультурных и материальных (экономических) усло- вий для принятия и действия разнообразных нововведений; ▪ инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки; ▪ интеграцию наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод на- копленных инноваций в режим постоянно действующих эксперименталь- ных образовательных учреждений. Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, где: ▪ не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя; ▪ соотносит своё творчество с деятельностью класса (курса), управляя общим творческим процессом; ▪ учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся; ▪ создаёт общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход. В заключение можно сказать, что осознание и принятие того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=