Университет XXI века: научное измерение 2013г

198 В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандарт- ных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою дея- тельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: ▪ анализ педагогической ситуации; ▪ проектирование результата в соответствии с исходными данными; ▪ анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предложе- ния и достижения искомого результата; оценка полученных данных; ▪ формулировка новых задач. Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им соци- ального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригиналь- ные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенство- вать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повыше- нию профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов. Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключе- ния: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный – значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим, так как без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщённого социального опыта, накопленного предше- ствующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уров- не проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специ- альную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознании сущности проблемы путём творческого воображе- ния и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы решения. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, ха- рактеризуется рядом особенностей личности, которые называют признака- ми творческой личности. Суть педагогического творчества чаще всего видят в сочетании уме- ния действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определе- нии правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизи- рованных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемо- го. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведёт к развёрты-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=