Университет XXI века: научное измерение 2013г

197 требности, « результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Действительно, человек в любой, даже самый, казалось бы, далёкий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества. Определяя творчество как вид человеческой деятельности, отметим ряд признаков, характеризующих её как целостный процесс: ▪ наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; ▪ социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в её самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство); ▪ наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; ▪ наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, осо- бенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; ▪ новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем эти- ми чувствами, диалогами – реальные люди, реальные дети, реальные вос- питатели. Однако суть педагогической профессии не определяется сово- купностью заданий и предъявляемых ими требований. Как и всякая другая профессия, педагогическая оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характе- ром и дидактической формой общения с обучаемыми, а также эмоцио- нально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятель- ность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха. Педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и лю- бое педагогическое решение должно исходить их этих всегда нестандарт- ных факторов. Педагогическая деятельность – процесс постоянного твор- чества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие лично- сти. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог – нова- тор, создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средст- вом для получения наилучшего в данных условиях результата.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=