Университет XXI века: научное измерение 2013г

196 Д. Я. Шарипова НОВАТОРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, отражающего степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей её объективной характеристикой. Она обу- словлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднознач- ность требует вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач. Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действитель- ности и лишь затем к её творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работ- ник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив её творческого начала. Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, навыков. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже сущест- вующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создаётся совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. При этом нужно иметь в виду, что творчество как специальный вид человеческой деятельности наряду с «новизной» ха- рактеризуется и «прогрессивностью». С. С. Гольдентрих отмечает, что «природа творческого деяния – сози- дание, рождение нового, прогрессивного, способствующего развитию че- ловека и общества. Сущность творчества несовместима с деятельно- стью, враждебной человеку». Такой подход к сущности творчества согласуется и идеями гумани- стической педагогики, с развитием личности, культуры общества. Истин- ное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно с необходимо- стью приводит к развитию и саморазвитию личности и соответственно культуры общества. Академик российской науки В. А. Энгельгард писал, что творчество в своём первоисточнике есть результат врождённой, физиологической по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=