Университет XXI века: научное измерение 2013г
194 в дискуссию по рассматриваемой проблеме, т. е. проблемное кино – фильм- размышление, фильм-исследование, «приглашающие зрителей к участию в той или иной научной, социальной, нравственной дискуссии» [2, 8]. В процессе преподавания дисциплины «Этические основы социальной работы» проблемное кино как методическое средство используется нами в рамках темы «Этические дилеммы в социальной работе», позволяя до- полнить теоретический материал, перевести его в практическую плоскость. Отбор киноматериала требует особого внимания: прежде всего он должен быть полемичен, содержать в себе дилемму, разрешение которой требует привлечения как личного опыта учащихся, так и применения тео- ретической базы по специальности. Обязательным требованием является связь фильма с темой занятия: от осмысления теоретических положений темы необходимо перейти к поиску потей их практического применения. При использовании фильмов социальной направленности необходимо выстроить четкий план проведения занятия или организации самостоя- тельной работы студентов. Подготовка к занятию с использованием кино включает в себя: подборку фильма (или отбор фрагментов из нескольких фильмов); оценку материала на соответствии требованиям программы, изучаемой темы; определение хода занятия, выбор методов, форм и прие- мов работы с аудиторией; подготовка вступительного слова, заключения; составление вопросов к аудитории; составление конспекта занятия. Важной составляющей занятия является обсуждение фильма, которое может проходить как в устной форме, так и в письменной (рецензия, эссе). Учитывая тот факт, что в настоящее время кинематограф приобретает все более социальную направленность, целесообразным является проведе- ние отбора киноматериала самими студентами в соответствии с предложен- ными темами (люди с ограниченными возможностями здоровья, эвтаназия, алкоголизм и наркомания, беспризорность и т. д.). Выполняя задание по от- бору фильмов на социальную тематику студенты получают возможность не только ознакомиться с новыми, «неизвестными» им ранее произведе- ниями, но и заново переосмыслить уже известные фильмы. Одной из проблем в процессе гуманизации высшего образования яв- ляется отношение участников процесса к этике как к нормативной дисцип- лине, в то время как главной целью этики является «пробудить разум сердца, возвысить человека над повседневностью, помочь ему встать на путь преодоления собственной негармоничности и негармоничности ок- ружающего мира, на путь разрешения трагического противоречия совре- менности» [3]. Данная проблема приобретает особую актуальность при подготовке специалистов социальной сферы. Использование «живого» ки- нематографического материала при изучении дисциплины «Этические ос- новы социальной работы» позволяет влиять на формирование мировоззре- ния будущего специалиста, развивать необходимые профессионально- личностные качества, осмысливать многообразие и сложность социальных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=