Университет XXI века: научное измерение 2013г

193 К «социальным» фильмам не применимо понятие «популярный» – это не кассовые фильмы, их редко транслируют по телевидению, ограничиваясь закрытыми показами. Ознакомиться с авторским кино социальной направ- ленности можно в рамках специальных фестивалей, например, ежегодном Международном фестивале социального короткометражного кино «Голый Король» (Рига, первый фестиваль прошел в 2012 г.), Открытый фестиваль социального авторского кино «Кинозрение» (Россия), Международный Ки- нофорум социального кино «Время Жить» (Санкт-Петербург) и др. Организация и проведение фестивалей социального кино является знаковым событием в культурной жизни любой страны, знаменуя собой «переломный момент <…>: социально ориентированное авторское кино выходит из квартир и заявляет на всю страну о своем творческом потен- циале» [5]. К сожалению, большинство представленных на фестивалях фильмов остаются недоступными для широкой аудитории. А ведь именно такое «нестандартное» киноискусство способно привлечь внимание моло- дежи к социокультурным, социальным, нравственно-психологическим проблемам, показать тенденции современной общественной жизни. Исследователи (О. А. Баранов, И. С. Левшина и др.) относят кино к медиакультуре, которая в современном мире имеет широкое распростра- нение и влияние. Роль кинематографа в формировании мировоззрения че- ловека невозможно переоценить: «хорошее» кино заставляет думать, воз- действует на человека в эмоциональном плане. Сегодня визуальные методы обучения, к которым относится и кино, приобретают большую по- пулярность в науке, социальной практике и образовании. Интерпретация киноматериала позволяет развивать творческое, образное мышление, «до- бавляя новые инсайты к осмыслению прошлого и высвечивая сложность социальных процессов в современной реальности» [7]. Использование потенциала современного кинематографа в процессе обучения будущих специалистов социальной сферы, на наш взгляд, явля- ется целесообразным и актуальным, позволяя изучать отдельные аспекты социальной жизни, моделировать ситуации, осмыслять социальную дейст- вительность. Н. Б. Кириллова выделяет несколько форм работы с видеоматериалом, сложившихся в практике вузовской подготовки специалистов: использова- ние учебных, научно-популярных и документальных фильмов в процессе преподавания отдельных дисциплин; киноклуб; кинофакультатив и люби- тельская киностудия [2, 5]. Весь спектр фильмов, используемых в образовательных целях, приня- то делить на следующие виды: аналитические, вступительные, заключи- тельные, проблемные и фильмы-информации. В рамках курса «Этические основы социальной работы» наиболее эф- фективным является показ фильмов, имеющих социальную направлен- ность, позволяющих создать проблемную ситуацию, включить студентов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=