Университет XXI века: научное измерение 2013г
191 труда, но и как выбора уровня и формы профессионального образования, типа учебного заведения, выбора вуза способствовало изучению в разные годы ориентации молодежи на высшее образование, ценности образования в сознании молодежи, ее образовательных планов (С. С. Балабанов, В. И. Журавлев, Г. Е. Зборовский, Д. Н. Зюзин, Т. Л. Кончанин, Р. И. Ни- кифоров, Ф. Р. Филиппов и др.). Самоопределение – процесс, в ходе которого происходит сложное взаимодействие личности, общества, культуры; личность определяется в различных сферах активности, в том числе в профессиональной. Поэто- му, следует раскрыть место и роль профессионального самоопределения среди других типов самоопределения и рассмотреть данное понятие в кон- тексте понятий жизненное самоопределение – социальное самоопределе- ние – самоопределение в семейно-бытовой сфере – политическое и т. д. Жизненное самоопределение личности понимается как занятие ею устой- чивого положения в системе общественных отношений, интеграция в по- селенческую, региональную, социально-классовую, профессиональную, образовательную, политическую, семейную и другие структуры [9]. Таким образом, категория жизненного самоопределения личности является самой широкой по своему смысловому значению, а профессиональное самоопре- деление – компонент, частная форма жизненного самоопределения лично- сти. Жизненное самоопределение предполагает выбор человеком того или иного образа жизни, жизненного стиля (профессиональная деятельность и учеба, досуг, вынужденная безработица и т. д.). Если рассматривать про- фессиональное самоопределение в тесней взаимосвязи с жизненным, то профессия выступает как средство для реализации того или иного образа жизни, достижения определенных жизненных целей личности. Центральным звеном в жизненном самоопределении молодого человека является социальное самоопределение – т. е. интеграция личности в основ- ные компоненты социальной структуры общества, достижение определенно- го социального положения. В соответствии с этим определяются и остальные аспекты жизненного самоопределения, в том числе профессионального. Непосредственная взаимосвязь профессионального самоопределения и социального заключается в том, что вместе с выбором профессии, места работы определяются будущий социальный статус и возможные варианты социального продвижения. Профессиональное самоопределение также за- висит и от образовательного пути человека: выбор профессии сопряжен с выбором уровня и формы профессиональной подготовки. Вследствие сложности феномена профессионального самоопределе- ния, в литературе нет однозначного определения данного понятия. Соот- ветственно понятие профессиональное самоопределения китайских сту- дентов не изучено. Современными исследователями самоопределение личности в про- фессии трактуется в узком смысле как выбор профессии или серия после-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=